портал психологических услуг
Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды

Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды

В языческие времена отношение к чужим богам было совсем иное, чем ныне. Поскольку люди знали, что божеств множество (вплоть до того, что каждый ручеек и каждая роща могли иметь своего), они воспринимали наличие у соседей других богов вполне спокойно и редко когда воинственно. Поэтому даже если ты захватил чужую землю, то зачем злить местного бога? Не лучше ли задобрить его соответствующими жертвами, «втереться в доверие» так сказать, и сделать своим покровителем? Так что, даже изгоняя или истребляя прежних жителей, новые поселенцы могли продолжать отправлять культ на старых местах (ибо понятно, что не зря ж именно это место выбрали предшественники под святилище – возможно, когда-то сам бог указал, где ему поклоняться). В некоторых случаях новоприбывшие, узнав от аборигенов о функциональных обязанностях и привычках божества, говорили: «Ба, да это же наш бог Такойто, просто здесь его знают под другим именем» - и происходило слияние культов.
 
Столь длинное вступление я решил сделать, дабы пояснить, почему это пришедшие на запад Малой Азии греки начали почитать свою Артемиду в располагавшемся рядышком с Эфесом древнем святилище местной Великой Матери, богини земли. Значит, по каким-то признакам они сочли, что это одна и та же особа. Кстати, греки на Крите соотнесли ту же Великую Мать с иной персоной – Реей, что лично мне кажется более логичным – как-никак, Рея действительно была прародительницей большинства олимпийских богов. А у эфесцев вышла какая-то очень уж необычная Артемида.
 
Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды
 
Вместо стройной красавицы-охотницы эфесяне почитали Артемиду то ли многогрудую, то ли увешанную как пулеметными лентами бычьими яйцами.
 
Зачастую указывается, что Артемида Эфесская была «списана» с фригийской богини Кибелы. Однако поскольку сами фригийцы пришли в Малую Азию всего за полтораста лет до появления греков в Эфесе и заняли при этом ее центральную часть (весьма отдаленную от эгейского побережья), то думаю, что фактически происходило два одинаковых параллельных процесса: в центре Анатолии фригийцы превращали древний культ Великой Матери в культ Кибелы, а на западном берегу то же самое делали греки - но задействовав свою Артемиду.
Кстати, Кибела выглядела вполне обычно, вовсе не как Артемида Эфесская
 
Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды
 
А вот как же все-таки звали Великую Мать в более древний период, предшествующий появлению здесь и фригийцев и греков, науке пока неизвестно. Предполагают лишь, что у хеттов она могла носить имя Хипа.
Итак, захватившие Эфес греки решительно принялись за придание своей местности особо важного статуса, для чего в ход пошла мифология. Если «основной» вариант мифа о рождении богиней Лето близнецов Аполлона и Артемиды связывает это событие с островом Делос, то эфесцы уверяли, что произошло это именно возле их города, в священной роще Ортигия – рядом с которой и было сооружено святилище, являющееся предметом данного рассказа. Соответственно с высоким статусом святилища «набирался» и персонал - первой жрицей храма стала Климена, дочь вождя греков Андрокла, завоевавшего Эфес.
 
Отметим, что вблизи Эфеса последовательно существовало несколько храмов Артемиды. Однако повсеместно в И-нете есть материалы лишь о двух последних, самых знаменитых (которые и считались одним из Семи чудес света), причем основной акцент приходится на архитектурно-строительные аспекты. Поэтому я постараюсь немного «заполнить лакуну» – уделить больше внимания первым храмам и историческим событиям, происходившим вокруг этого культового места.
Первый храм, сооруженный в данном месте, предположительно был типа «мегарон». Это самый простой вид древнегреческого святилища, для которого характерно отсутствие внешних колоннад (за исключением нескольких колонн на переднем фасаде между выступами продольных стен). Как именно выглядел «наш» храм неизвестно, посему приведу образец из более позднего времени – сокровищница Афин в Дельфах, также относящаяся к мегаронному типу.
 
Разумеется, «наш» храм был поскромнее.
Часто можно прочитать, что первые храмы Артемиды Эфесской вообще были деревянными и поэтому неоднократно горели. Здесь стоит уточнить, что здания все ж сооружалось из кирпича, а деревянными были лишь колонны и опорные столбы в стенах. Впрочем, последствия пожара для них были немногим лучше, чем для «цельнодеревянных» строений.
 
Достопримечательности Турции, Эфес, Храм АртемидыВозможно именно пожар, разрушивший храм, стал причиной появления в 8в. до н.э. нового сооружения. На этот раз был сооружен храм типа «периптер» - когда центральная часть окружена колоннадой в один ряд по всему периметру. Точный внешний вид этого храма также неизвестен, так что, как и в предыдущем случае, хотя бы проиллюстрирую, что ж такое периптер – фоткой знаменитого храма из Гарни.
 
Однако второму храму долго просуществовать не удалось – около 644г. до н.э. сюда пришли и семь лет бесчинствовали киммерийцы (кочевое племя, некоторое время господствовавшее в Северном Причерноморье). Большинство ионийских городов благодаря укреплениям смогли отбиться – однако храм Артемиды располагался вне пределов городских стен и был разрушен.
Но киммерийцы вскоре ушли, а разве можно существовать без храма в таком великом месте, как то где родились Аполлон и Артемида? Разумеется, нет – и здесь возникает третий храм. Относительно его строения сведений еще меньше чем о предыдущих, так что тут даже «левой фоткой» не проиллюстрируешь. Зато именно с этим храмом связана легенда об основании Массилии (нынешнего Марселя) около 600г. до н.э.
 
Как рассказывает древний географ Страбон «Когда фокейцы [основатели Массилии] отплыли из родной страны, им был дан оракул, повелевавший взять себе проводника от Артемиды Эфесской. Некоторые из них высадились в Эфесе, чтобы разузнать, каким образом можно получить от богини то, что им велел оракул. Богиня явилась, говорят, во сне Аристархе, одной из самых уважаемых женщин города, и повелела ей отплыть вместе с фокейцами, взяв с собой одну копию с изображения богини, которая находилась среди святынь. По исполнении этого, когда колония [т.е. Массилия] была уже окончательно устроена, фокейцы не только воздвигли святилище Артемиде, но и оказали Аристархе исключительную почесть, назначив ее жрицей».
 
Однако время «деревянных» храмов Артемиды завершалось – наступала пора монументальных каменных строений. В Эфесе начало сооружения такого храма связывают с тираном Пифагором, правившим в конце 7в. до н.э. Власть его встречалась с сильной оппозицией, на что он отвечал весьма жесткими мерами. Через некоторое время в государстве начались болезни и неурожаи. Обеспокоенный Пифагор отправил посланника в Дельфы – узнать у знаменитого оракула, что надо сделать для избавления от несчастий. Дельфийский оракул изрек, что следует построить храм и совершить погребение мертвых [это что ж, товарищ Пифагор был настолько суров, что оставлял без погребения казненных противников? неслабо…]. Так началась постройка нового, трехсполовинного по очереди храма (почему не четвертого – вскоре станет ясно).
 
Разумеется, старый храм никто не разрушал, а то где ж молиться весь тот немалый период времени, пока возводят новое здание святилища? Где, например, получать указания на основание Массилии? А поскольку этот, «пифагоров», храм должен был стать первым каменным (построенным с использованием найденного неподалеку от Эфеса мрамора) – то значит и срок его сооружения был бы достаточно длительным. Так что фундамент нового строения закладывается рядом с третьим храмом (который располагался над вторым, а тот над первым – ведь в предыдущих случаях речь шла о замене разрушенного сооружения).
 
Каменный храм планировался как «гекатомпедон» - «стошаговый», т.е. длиной в 100 футов (около 30 метров). Однако, кроме этой характеристики, что он из себя мог представлять по замыслу архитекторов в итоге – опять же ничего неизвестно. Отличие от предыдущих ситуаций в том, что «гекатомпедон» даже не был достроен (именно поэтому он и не числится «четвертым») – вместе с третьим храмом его недостроенный остов был полностью разрушен мощнейшим наводнением в начале 6в. до н.э. Наводнение действительно было особенным - нанесенный им слой песка в некоторых местах покрывал остатки третьего храма двухметровым слоем.
 
Так что теперь потребность в новом храме становилась еще более насущной – и эфесяне задумали нечто совершенно потрясающее, то, что стало одним из Семи Чудес света.
В 1-й половине 6в. до н.э. эфесяне принялись за сооружение нового, четвертого по счету на том же месте, храма Артемиды. Впрочем, о нем, сожженном Геростратом, а равно и о пятом, возведенном в конце 4в. до н.э., написано столько, что я не буду говорить на эту тему ничего – а, как и обещал, сосредоточусь на малоизвестных событиях из истории храма(ов).
 
Живший на рубеже нашей эры Страбон указывает, что «В этой местности [роща Ортигия] несколько храмов: одни – древние, другие же воздвигнуты в позднейшие времена; в древних храмах находятся древние деревянные статуи, в храмах же позднейших – произведения Скопаса». Таким образом, к началу 1 века помимо основного храма существовал еще минимум один, причем, судя по всему, весьма старый – деревянные статуи использовались лишь до 6в.до н.э. А если при этом вспомнить, что четвертый храм сооружался более 100 лет, причем начиная именно с 1-й половины 6в. до н.э. – то напрашивается вывод: ну не могло такое выдающееся культовое место столь долго оставаться без хоть какого-нибудь сооружения.
 
Значит, после разрушения третьего храма наводнением оперативненько был сооружен еще один, как бы его назвать – «четвертый-прим», что ли? Точно можно сказать, что располагался он не на «основном» месте, где последовательно возводились «храмы №1-5» – ибо в этом случае он просто не мог бы существовать одновременно с пятым. Значит, находился где-то рядом, может быть даже эфесяне сумели-таки «довести до ума» гекатомпедон (который упоминался в первой части моего рассказа как «трехсполовинный»)?
 
Возможно, именно с этим, «четвертым-прим», храмом связана история, рассказанная историком Полиэном: «Когда Крез Лидиец осаждал Эфес [примерно в период 560-550гг. до н.э.], после того как одна из башен, названная предательской, упала и ужас захвата был уже перед глазами, Пиндар, бывший тираном города, посоветовал эфесянам соединить веревки от ворот и стен с колоннами храма Артемиды, как бы вручая город богине. Крез, почитая, богиню, пощадил город как приношение и заключил с эфесянами договор о свободе».
 
Достопримечательности Турции, Эфес, Храм АртемидыИнтересная, однако, была картина – идет штурм города, внезапно ворота открываются и оттуда вываливает толпа, тянущая какие-то веревки… Наверное, вышедшие эфесяне достаточно четко обозначили свое желание сдаться, а то бы их порубили приняв за вылазку. Итог кстати был именно сдачей – дарованная «свобода» означала изгнание тирана Пиндара и установление демократии, а как следствие и подчинение влиянию Лидийского царства.
Ну тут думаю время разбавить текст фоткой. Да, та единственная колонна, которая осталась от пятого храма
 
Поэтому продолжим «добирать объем» текстом.
Храм Артемиды имел достаточно многочисленный персонал – три вида жрецов, жрицы. Как указывает Страбон, «жрецами при храме были евнухи, которые назывались мегабизами [мегабизнесмены? вполне подходящее название, особенно когда почитаешь о финансовой деятельности храма]. Эфесцы постоянно приглашали из других мест некоторых лиц, достойных занимать эту высокую должность, и оказывали им великий почет [а вот это наверное уже действительно были жрецы Кибелы, культу которой присуща яростная оргиастичность, сопровождавшаяся актами самооскопления адептов]; вместе с ними должны были быть жрицами девушки [тоже немалая жертвенность, учитывая что тогда гименопластики не было]».
 
Несомненно, персонал надо было содержать, да и поддержание храма в надлежащем состоянии недешовая вещь. Конечно, постоянно поступали пожертвования, но надеяться только на добровольность – недостаточно серьезный подход. Поэтому храм владел собственность (землями), которые сдавались в аренду. И не только землями – то же Страбон фиксирует случай, когда некие озера «хотя и священные, цари отняли у богини [что за цари – историки еще спорят, то ли пергамские Атталиды, то ли еще сирийские Селевкиды], римляне же возвратили их назад». Однако борьба за собственность вечна – «а государственные откупщики снова путем насилия овладели налогами, но в результате посольства Артемидора в Рим, как он сам говорит, ему … удалось вернуть озера богине [т.е. храму]». Я правда пока еще не нашел инфу, какой же доход можно было получать с озер – за ловлю рыбы? за использование воды для орошения? Но несомненно – что доходное это было дело…
 
Но раз у храма есть доходы – то регулярно получается так, что есть в наличии свободные средства. А значит – надо их использовать. Почему бы не выдавать займы? Сохранилась надпись конца 4в. до н.э., которая перечисляет земли (немалые – восемь участков с деревнями и усадьбами), которые некий Мнесимах заложил храму в обеспечение полученной им крупной суммы (эпизод взят из Лаптева «У истоков древнегреческой цивилизации»).
 
В первые века нашей эры финансовое могущество достигло небывалых высот – ибо храм работал истинно как банк – не только ссужал, но и брал на сохранение. Приведем соответствующий отрывок из книги А.Рановича: «Громадные средства накопились в казне храма Артемиды Эфесской. «Вы знаете, вероятно,— пишет Дион Хризостом,— про эфесян, что у них вложено в храме Артемиды много денег частных лиц, не только эфесян, но и иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие народам и царям. Все помещающие вклады помещают их ради верности, так как никто никогда не осмелился обидеть это место, хотя были бесчисленные войны и город не раз был взят. Ясно, что деньги лежат просто на счете, но обычно их дают взаймы эфесянам под заемные письма[современные банкиры могут удавиться от зависти – депозит по 0%, кредит как обычно]». Элий Аристид говорит, что Эфес — «общая казна Азии... убежище в нужде».
Но не пора ли еще пару фоток подкинуть?
 
Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды
 
 
Однако возникает вполне логичный вопрос – такие средства в храме, и нешто никто ни-ни? Да случались уж конечно желающие...
Великий Гай Юлий Цезарь сообщает о двух таких случаях, когда его противники пытались позаимствовать средства храма Артемиды (события происходят в 48г. до н.э.): «Кроме того, Сципион [республиканец] отдал было приказ взять из Эфесского святилища его старинные сокровища. Но когда в назначенный для этого день он собирался идти в святилище в сопровождении нескольких лиц сенаторского звания, специально для этого приглашенных, ему вручили письмо от Помпея, что Цезарь переправился через море [Ионическое, на Балканы – где группировались силы республиканцев]; поэтому он должен оставить другие дела и спешить со своей армией на соединение с Помпеем. По получении этого письма Сципион отпустил приглашенных сенаторов … и через несколько дней выступил. Только это спасло эфесские сокровища». Как видим, реквизировать сокровища было делом непростым, даже полновластный наместник провинции пытался это сделать так, чтобы не походило на грабеж: приглашал «понятых», то бишь сенаторов – то ли хотел оформить «реквизицию» как государственный заем, то ли как «пожертвование» богини на благие нужды всего государства, которое в опасности…
 
Но вот Цезарь одержал победу при Фарсале, противники бегут, а деньги то на новую армию нужны… «По прибытии в Азию Цезарь узнал, что Т.Ампий пытался взять в Эфесе деньги из храма Дианы [римское наименование Артемиды] и с этой целью вызвал всех сенаторов из провинции, чтобы они были его свидетелями относительно размеров взятой суммы, но приход Цезаря помешал ему в этом, и он бежал». И опять видим – непросто было решиться на святотатство, все пытались оформить «по закону».
 
И неудивительно – святилище Артемиды Эфесской явно выделялось среди множества других храмов. Свидетельством его важности было право убежища – любой невооруженный, вошедший на территорию храма, получал неприкосновенность. Таким правом пытались обзавестись многие храмы, и заполучали его разными путями – но время от времени количество «безопасных мест» превышало все разумные пределы, и происходила «инвентаризация прав». Римский историк Тацит сохранил рассказ об одном из таких «процессов». Итак, «в греческих городах учащались случаи ничем не стесняемого своеволия в определении мест, служивших убежищами: храмы были наполнены наихудшими из рабов; там же находили приют и защиту преследуемые заимодавцами должники [да, коллекторы тогда были сродни нынешним бандитам - ничего удивительного] и подозреваемые в злодеяниях, наказуемых смертной казнью». И было решено навести порядок. Для чего каждому святилищу, претендовавшему на право убежища, приказали доказать обоснованность притязаний.
 
И «первыми прибыли в Рим эфесцы, говорившие о том, что вопреки распространенному мнению, Диана и Аполлон родились не на Делосе», ну а понятное дело под Эфесом. Эфесяне привели еще несколько серьезных доводов о священности именно их рощи Ортигия. Во-первых, в ней спасался от гнева своего отца Зевса Аполлон, истребивший киклопов. Отмечу здесь, что Аполлон в данном случае поступил не очень благородно. Собственно, сабж: батя-вседержитель Зевс приказал киклопам выковать молнию, котрой он убил сына Аполлона (своего внука) Асклепия – ибо тот достиг таких высот в искусстве врачевания, что мог сделать смертных бессмертными; а Аполлон, обидевшись за сына, не против бати восстал – но просто перебил оружейников-киклопов. Не по понятиям, ИМХО. И скрывался в итоге в роще под Эфесом Аполлон пока его батя-Зевс не простил. Асклепий стал бессмертным богом, а перед киклопами кто-то извинился?!
 
И второе обоснование эфесян – именно здесь побежденные Дионисом амазонки, припав к жертвеннику, просили пощады – и получили ее. Произошло это кстати во время похода Диониса в Индию – да, бог вина не только питием занимался, но и воительствовал аж до отдаленных стран, чем вдохновил позже Александра Македонского.
В итоге, аргументы эфесяне оказались для Рима убедительными – они отстояли право своего храма на право убежища.
Но не пора ли хоть пару фоток руин Храма Артемиды запостить? Пора, вот немного. Это мы смотрим на запад, где-то там за храмом находился алтарь, предназначенный для важного ритуала - жертвоприношений
 
 
Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды
 
 
Однако всем известно, что закон одно, но применение его регулируется подзаконными актами. Как рассказывает древнегреческий историк Аппиан, в 88(89?)г. до н.э. понтийский царь Митридат VI, захвативший почти все владения римлян в Малой Азии, «всем сатрапам и начальникам городов послал тайный приказ, выждав тридцать дней, сразу всем напасть на находящихся у них римлян и италийцев [подчиненные римлянами жители Италии, не имевшие прав римского гражданства, но имевшие права поболее, чем у обычных жителей римских провинций], на них самих, на их жен и детей и отпущенников, которые будут италийского рода, и, убив их, бросить их без погребения, а все их имущество поделить с царем Митридатом.
 
Он объявил и наказания тем, кто будет хоронить их или скрывать, и награды за донос тем, кто изобличит или убъет скрывающих: рабам за показание против господ – свободу, должникам по отношению к своим кредиторам – половину долга [половину! Остальное отдай царю!]. Такой тайный приказ он послал всем одновременно, и когда наступил этот день, то по всей Азии можно было видеть самые разнообразные картины несчастий». Да, то что наступило – было резня. Причем резали как положено не столько виновных (чиновников отличившихся на лихоимстве) – а тех, кому не повезло с его происхождением, и не было средств или не хватило предчувствия убежать. В общем – слепой бунт и буйство толпы, справедливое и одновременно жестокое, так было и так будет…
 
Но при чем тут Храм Артемиды Эфесской? Да при том, что и как по всей Азии в Эфесе римлян и их приспешников истребляли, и даже «жители Эфеса, тех, которые убежали в храм Артемиды и обнимали изображение богини, убивали, отрывая от статуй».
Однако такие эксцессы были редкостным событием, связанным с особой, лютой войной. Тогда как обычно, в мирное время, право убежища таки имело свое действие. Разве что не помогло сестре знаменитой Клеопатры – Арсиное, которую по просьбе Клеопатры и по приказу влюбленного в нее (Клеопатру конечно) Антония вытащили из Храма и убили – ну так это все ж всепоглощающая любовь владыки половины Средиземноморья, это крайне нестандартный случай.
 
А для обычных людей право убежища вполне себе действовало, и тут другие подзаконные акты становились актуальными. О чем речь? Да хотя бы о зоне действия этого права. Неоднократно цитируемый мною Страбон сообщает (1в. н.э.): «Храм же остается местом убежища и теперь, хотя пределы убежища часто менялись; так, Александр [Македонский] расширил их на 1 стадию [190 метров], Митридат же пустил стрелу с угла крыши и думал, что длина ее полета немного превзойдет 1 стадию [это занимается вопросом тот самый Митридат, по приказу которого неистовая толпа убивала ищущих убежища в самом храме]; наконец, Антоний [по приказу которого из храма выволокли и убили Арсиною] удвоил это расстояние и включил в пределы убежища некоторую часть города. Однако такое расширение убежища оказалось вредным, так как отдавало город во власть преступных элементов; поэтому Август Цезарь [Октавиан, первый настоящий император Рима] снова отменил его».
Может, еще пару фоток руин храма? Пожалуйста. Это вид с горы, где был Эфес-1, он же Эфес-4, там же Базилика Святого Иоанна
 
Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды Достопримечательности Турции, Эфес, Храм Артемиды
 
А здесь мы смотрим «на гору», где Эфес-1, он же Эфес-4, где Базилика Святого Иоанна
Вам кажется, что эти фото - все то же самое плачевное состояние храма демонстрирует, как и прежние? Ну да, так оно и есть – других фоток у нас для вас нет.
Ибо в какой-то момент пришли люди, которым было глубоко наплевать не то что на право убежища, не то что на «порядок заимствования» средств храма – им было наплевать на сам Храм Артемиды и даже на саму древнюю богиню. Все что можно скоммуниздили, все что касалось старого – запретили, время довершило остальное…
 
Я не буду касаться этих моментов – они, как и вопросы строительства четвертого-пятого храмов, тысячекратно освещены в И-нете, так что найдете, если захочете. Отмечу лишь, что история Храма Артемиды Эфесской еще не завершилась – раз мы ездим посмотреть хотя бы на одну, «бутафорскую», колонну, и пишем, и читаем об этом…
  
 
Источник: http://iltg2009.ya.ru
 
12.03.2012  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 965   
 

 
 
Храм Артемиды в греческом городе Эфесе
12.03.2012  |  Просмотров 362   
Храм Артемиды в Эфесе
12.03.2012  |  Просмотров 685   
Взгляд в вечность
11.03.2012  |  Просмотров 285   
Город божественной девы
12.03.2012  |  Просмотров 161   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО