портал психологических услуг
Мысли о добре и зле

Мысли о добре и зле

Мысли о добре и злеСтатья Якоба Шнайдера "Вопрос о зле в западной философии и расстановочной работе" в Практике системной расстановки 1/2009 побудила меня записать свои мысли по поводу добра и зла. Это размышления о книгах и статьях, которые я читала, и об опыте, который я получила, работая терапевтом и расстановщиком.
 

Мы низвергнуты из единства в полярность

Библейская история о рае описывает возникновение добра и зла, (в)падение в полярность. Торвальд Детлефсен много писал об этом, в том числе в книге "Болезнь как путь"1. Здесь я коротко передам своими словами существенное для настоящей статьи.
В тот момент, когда появилось противопоставление, для нас людей возникла необходимость разделять все на противоположности, на добро и зло, правильное и неправильное, светлое и темное, день и ночь, мужское и женское. Список можно продолжать сколь угодно долго.
 
Говоря об Адаме и Еве: "Они узнали, что они мужчина и женщина". Таким образом они узнали, что они разные, в определенном смысле, что они являются противоположностями друг другу. Противопоставленность мужчины и женщины, однако, является основой всего человеческого бытия. Из этой полярности возникает дальнейшая жизнь. Противоположности в мире и в нас самих способствуют нашему развитию и подталкивают нас к нему.
 

Наш человеческий дух может постичь только полярное

На протяжении всей жизни мы мыслим полярностями. Наш разум может мыслить только полярностями, а не "единством", как пишет Детлефсон, так же, как мы не можем одновременно увидеть две стороны одной монеты. Нам приходится рассматривать их по отдельности, сначала одну, потом другую. В расстановках же мы видим, что решения часто возможны, только если мы вынырнем из полярностей, нащупаем единство, дух, который стоит за движением всего, управляющую всем силу, которую мы не в состоянии постичь или хотя бы просто описать. Как раз в случаях проявления динамики преступник-жертва мы находим решение, если предполагаем за преступником и жертвой общую действующую на них силу, которая, по выражению Берта Хеллингера, берет на службу обоих, как преступника, так и жертву.
 
Мы приходим к миру и покою, если признаем существование "вседвижущего" духа за противоположными по сути событиями, когда мы склоняемся перед тем, чего не можем постичь. Мы склоняемся в смирении, соглашаемся с этим, и через это приходим в созвучие с большим, которое не в состоянии постичь. И узнаем, что как раз это полное следование тому, что есть, является исцеляющим для нашей жизни. Часто так мы становимся свободнее от переплетений.
 

Каждый делает в каждый момент самое лучшее, на что он сейчас способен

"Нам не дана свобода быть хорошим или быть плохим. Так называемому добру, возможно, больше повезло, но оно не стоит выше"2.
Если мы как расстановщики все время придерживаемся этой позиции, то тогда удаются:
  • возврат к родителям и/или хорошее отделение от родителей,
  • уважение к исключенным и обесцененным членам семьи,
  • примирение в семьях с преступниками и жертвами,
  • уважение и выход семей из динамик преступник-жертва
Только тогда мы можем предложить своим клиентам посмотреть на события и истории их семей более "глубоким" взглядом, минующим поверхностное и стремящимся к большому, стоящему за всем духу. Только если мы заглянем "за" полярность и увидим "единство", или объединяющую силу, или действующее за всем, или большой дух, – называйте это как угодно, – только тогда мы сможем обрести мир в себе самих, принять свою судьбу, свою систему со всей ее историей, своих родителей.
 

О балансе в системах

Во всех системах мы постоянно наблюдаем стремление к равновесию.
В семейной системе дети стремятся уравновесить ситуацию,
  • например, беря на себя непрожитые травмы родителей или бабушек и дедушек,
  • замещая исключенных,
  • замещая и страдая за других
У нас есть тому множество примеров.
В организационной системе существует подобное стремление к уравновешиванию. Например, кто-то замещает сотрудников, с которыми обошлись несправедливо или жестоко. Или если руководство организации обогатилось за чужой счет, то расплачиваться за это придется преемникам или даже их собственным детям.
 
Телесная система с помощью заболевания дает указание на то, что душе чего-то не хватает. Если непредвзято рассматривать это стремление к балансу и понимать всю Землю как систему, то рассмотрение добра и зла как проявления стремления к равновесию может вызвать много вопросов.
Может быть, добро и зло тоже находятся в равновесии? Может, если рассматривать всю совокупность событий, между добром и злом существует постоянный баланс? Тогда, возможно, если зла или плохого становится больше, то добро для равновесия тоже стремится вырасти, и наоборот, если становится больше хорошего, то для баланса появляется место и для плохого?
 

Следствия для нас расстановщиков

Я отважусь пойти в своих размышлениях еще дальше. Если я, будучи расстановщиком, вношу свой вклад в то, чтобы исцеление состоялось, чтобы какому-то человеку стало немного лучше, чтобы произошло примирение, то одновременно возникает и пространство для плохого? "Сею" ли я зло своей работой, если посмотреть не только поверхностно, или я как минимум вношу свою лепту в то, чтобы могло появиться место для плохого? Возможно, так оно и есть. Я не вижу всего, я только могу догадываться и задавать вопросы. Но этот открытый вопрос постоянно сопровождает меня в моей работе.
 
В последнее время этот вопрос и эти размышления помогают мне оставаться смиренной и скромной в моей работе, быть в Здесь и Сейчас и искать вместе с клиентом первые шаги для выхода из трудной ситуации. Так что я пока еще могу радоваться, когда конкретному отдельному человеку становиться немного лучше. И я принимаю то, что я бессильна изменить мир в лучшую сторону. Я тренируюсь в том, чтобы принимать полярность со всеми ее следствиями.
Я закончу цитатой Берта Хеллингера из его книги "О небе, которое посылает болезни, и о земле, которая исцеляет":
 
Если я вижу противоречия в мире, таком, какой он есть, (например, войны, массовые репрессии) как часть этого мира, как то, что ему принадлежит, и если я не претендую на то, чтобы судить об этом как о чем-то плохом, а просто позволяю этому быть, и будто склоняюсь перед этим, предаю себя этому, как оно есть, тогда я оказываюсь в позиции, когда я внутренне перестаю бороться и прихожу в гармонию с противоречиями. В одно мгновение я становлюсь собранным, и мне больше не надо сражаться против кого-то, даже против преступника, будь он трижды плохим. И тогда мне не надо совершать попытки улучшать этот мир, в смысле – переделывать его.
 
Маргрет Барт
 

1 Популярный немецкий эзотерик и писатель, родившийся в 1946 году, в настоящее время живет в Мюнхене. Книга, о которой идет речь, переведена на русский, можно почитать онлайн тут http://mosbiblio.ru/content/rudiger-dalke-torvald-detlefsen-bolezn-kak-put-znachenie-i-prednaznachenie-boleznei (прим.перев.)
 
2 Цитируемая книга "О небе, которое посылает болезни, и о земле, которая исцеляет" издана в Германии в 2000 году, на русский пока не переведена (прим.перев.)
  
 
Источник: http://www.constellator.ru
 
20.11.2012  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 329   
 

 
 
Измена: нужно ли склеивать разбитую «чашку»?
30.03.2013  |  Просмотров 649   
Мамочке
  • Таня Sunny
12.02.2014  |  Просмотров 174   
Зачем человеку нужна семья?
  • Ключников Сергей
13.01.2017  |  Просмотров 90   
Причины потери доверия мужу
14.03.2018  |  Просмотров 89   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО