портал психологических услуг
Индиго: школа и дом

Индиго: школа и дом

«Каждый выбирает по себе: женщину, религию и дорогу».
 
Ник Перумов
 
Дети Индиго, как правило, компьютеризированные дети, которые в своих поступках руководствуются больше головой, чем сердцем. На первый взгляд, они кажутся несобранными, невнимательными, не могут сконцентрироваться. Но лишь до тех пор, пока им неинтересно. Если же их что–то интересует, они трудятся совершенно гениально, начинают стремительно развиваться, перескакивать из класса в класс. Доктор философии Барбара Дилленджер, изучая этих детей, пришла к выводу, что Индиго по уровню развития намного превосходят своих родителей и не хотят жить по общепринятым нормам, из–за чего постоянно конфликтуют с консервативными взрослыми. Последние же объявляют им войну.
 
Вот несколько симптомов, по которым Детей Индиго отсеивают и отправляют куда подальше (в больницу, в спецшколу, просто домой):
  • мало внимания обращают на детали;
  • не слушают, когда с ними разговаривают;
  • избегают задач, требующих длительной ментальной концентрации, часто теряют вещи, забывчивы в повседневной жизни.
Необходимо прийти к новому пониманию смысла, цели и функций образования. Мы должны учить детей, как думать, а не что думать. Наша роль сводится не к тому, чтобы давать только знания, а чтобы учить детей мудрости. Мудрость – это не просто знания, но и умение их применить. Когда мы даём детям лишь знания, мы говорим им, что думать, что им следует знать и во что, по–нашему мнению, верить.
 
Разительные особенности Индиго существуют и во взаимоотношениях. Мы привыкли к тому, что к нам относятся так, как мы это позволяем. Мы этому правилу неукоснительно следуем в жизни и пресекаем всякую попытку его нарушения. Если к нам каким–либо образом относятся, что нам не нравится, то мы, сознательно ли, бессознательно, задаёмся вопросом–утверждением: «Мы сами себя так поставили», «Мы сами это позволяем» и так далее. У Индиго же эта ситуация неадекватна нашим краеугольным установкам – они не признают каких–либо рамок и ограничений для себя, кроме тех, которые сами для себя поставили. Чаще всего – никаких. Это ещё раз подтверждает, что насилием и навязыванием им наших рамок и ограничений, мы ничего не добьёмся, кроме как более ожесточённого сопротивления и часто открытого. Яркий тому пример – это уроки в большинстве наших общеобразовательных школ. Такого игнорирования учителя ещё не знала наша педагогика! Некоторые пытаются с этим явлением бороться, часто авторитарными методами, а значит бесполезными. А большинство просто самоустраняются и читают уроки в сплошном шуме и гаме, делая вид, что ничего не происходит, отчитывая уроки от звонка до звонка.
 
У этой проблемы есть два существенных аспекта.
 
Первый – это неумение, а чаще всего нежелание учителя перестраиваться и отходить от консервативных, но ставших привычными за многие годы работы в школе, методов преподавания и, главное, взаимоотношения с учениками. Вернее, это не взаимоотношения, а отношение учителя к ученику. А это, как говорят в Одессе, «две большие разницы» и существенный момент, так как процент Индиго среди детей увеличивается с каждым годом и они, Индиго, своей Силой, подсознательно завлекают в свою сферу влияния и других учеников. Это вовсе не говорит о том, что все Индиго лидеры или наделены «властью воздействия». Индиго, даже если он слаб духом, обладает Силой и способен, обычно подсознательно, влиять на окружающих и, как правило, негативно. Негативно, по определению, так как неосознанно, а значит – эгоистично. В данном случае учитель борется с непослушанием отработанным десятилетиями советской педагогики – кнутом и изредка пряником. Кнут, как всегда, низкие отметки, вызывание родителей в школу, изгнание ученика из класса, недопускание к урокам и так далее. Результаты таких действий мы видим – весьма печальное зрелище. Учителя забывают, да и просто не хотят признать, что это «иные» дети, что к ним нужен «иной» подход.
 
Здесь было бы уместно, как яркий положительный пример, упомянуть смелый эксперимент в Ренийской гимназии (Одесская обл.), который показывает творческий подход психолога Барган С.Е. к этой проблеме. Ею, в 2005 году, был организован факультатив по психологии для всех желающих учеников 11-х (а позже и 10-х) классов, где детям была дана максимально допустимая разумная свобода выбора многих моментов в организации своего клуба. Символично, что сами ученики назвали свой клуб – «Индиго» и первым президентом был избран яркий представитель «поколения next», потенциальный лидер Сергей Донев (мой воспитанник). На мой взгляд, Светлана Евгеньевна действовала, скорее всего, интуитивно, «идя на ощупь», при этом, используя методы старой, классической психологической школы, но, главное, она была открыта к предчувствию нового веяния, новой психологии. Думаю, это очень хороший пример для подражания всем нынешним учителям и школьным психологам на всём постсоветском пространстве.
 
И, несомненно, нельзя упустить процесс развития и становления Индиго. Развитые страны давно поняли, насколько это важно и дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение. В Израиле, Германии, Франции, Китае существует своя эффективная система обучения одаренных детей. В Израиле проблематику Индиго курирует правительство. Во Франции молодые люди с IQ выше 130 могут ехать учиться в любой престижный университет за государственный счет. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности. Там же, в США и Канаде уже несколько лет существуют специальные центры, где выявляют индиго. Там успешно действуют школы, специально созданные для детей Индиго. В ней вообще нет никакой учебной программы! Дети сами выбирают себе предмет, по которому в данный момент намеренны углублять свои познания и занимаются им, под руководством преподавателя, столько, сколько считают нужным. Одним словом, пока не надоест. Потом переключаются на другой. Таким образом, ученики всегда осваивают действительно интересующую их область знаний, причем, в собственном темпе. Это значительно повышает качество образования. По результатам приема в ведущие ВУЗы Америки, выпускники этой школы значительно обогнали своих сверстников по всем дисциплинам! С 1989 г. в Москве при Психологическом институте Российской академии образования работает лаборатория, занимающаяся одарёнными детьми, создаются индивидуальные программы для развития каждого необычного ребенка. А осенью 2006 года там же состоялось первое заседание на тему Индиго. Речь на нём в основном свелась к тому, что с ними нужно что-то делать. Стали появляться школы для одаренных детей.
 
Но, что же такое альтернативная школа? Чем она отличается от стандартной? По большому счёту, тем, что здесь уважают прежде всего учеников, а не систему образования. Сегодня в мире наибольшее признание снискали две альтернативные схемы обучения – образовательная система Монтессори и школа Вальдорфа. Кстати, появились они задолго до признания феномена Индиго (первая – в 1907 году, вторая – в 1919-м).
 
Своеобразие программы Монтессори – подход к ребёнку как к целостной личности. Кардинальное отличие от стандартных школ в том, что здесь не подгоняют детей под общие требования, здесь учебный план подстраивают под ребёнка. Что, естественно, повышает уровень самооценки и позволяет детям получать удовольствие от самого процесса обучения. Недавно программа Монтессори появилась в Украине; в частности, в Киеве действуют несколько начальных школ-садиков, в Днепропетровске – средняя школа.
 
Что же касается вальдорфской системы (школы Рудольфа Штайнера), то, по свидетельствам очевидцев, это «удивительный, иногда уводящий от привычных ориентиров мир сказок, мифов и легенд, музыки, искусства, физических опытов, пьес, разыгрываемых всем классом, учебников, написанных и проиллюстрированных самими учениками, мир без экзаменов, классов, компьютеров и телевизоров. Короче говоря, это мир, где большинство стандартных идей американского образования перевёрнуто с ног на голову». Стоит ещё добавить, что обе альтернативные системы обучения не позиционируют себя как школы для детей индиго, но в то же время идеально им подходят.Необходимо лишь тонко балансировать на грани стыковки их свободы и ответственности. Учёные в один голос советуют воспитывать Индиго в спартанских условиях. Неслучайно в самой элитарной в мире школе – колледже «Итон» в Великобритании – очень строгие спартанские условия пребывания.Второй аспект проблемы заключается в особенностях мировосприятия самих детей Индиго. Хочу отметить ещё раз и настаиваю на этом утверждении, проверенной достаточно долгой практикой: Дети Индиго не способны адекватно, с нашей точки зрения, воспринимать реальность. Они многое чувствуют, но мало что понимают. Они впадают в базисный конфликт собственного восприятия окружающего мира в целом и в частности, и социальными установками, господствующим менталитетом. У них уже существует изначально, в зачаточном состоянии, картина мира, которая не может утвердиться и расшириться из-за своего категорического несоответствия и нестыковки с господствующими социальными установками. Поэтому, обвиняя в аморальности, жестокости, беспринципности и прочих смертных грехах выросших Индиго, мы пеняем на зеркало… Индиго неимоверно быстрее, больше и основательнее впитывают все негативные аспекты нашей жизни, издержки морали и лицемерие философии, чем дети нашей, Пятой расы.
 
 
 
16.07.2013  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 302   
 

 
 
Как правильно воспитывать единственного ребенка
10.07.2018  |  Просмотров 19   
Почему дети начинают курить
30.10.2015  |  Просмотров 162   
Почему мы боимся заводить детей. Причины этих страхов
20.01.2016  |  Просмотров 105   
Фразы, которые никогда не должен слышать ваш ребенок
06.06.2017  |  Просмотров 103   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО