портал психологических услуг
Ребёнок обманывает. Что с этим делать?

Ребёнок обманывает. Что с этим делать?

С самого рождения дети учатся всеми доступными средствами, т.к. это – их стремление выжить. В процессе этого формируются качества, как хорошие, так и плохие. И одно из основных – это способность лгать. Ложь – один из инструментов манипуляции ребёнка, в стремлении приспособится и выжить во враждебном мире.
 
Сразу хочу отметить, что понятие «манипуляция» в отношении ребёнка не вполне корректно, т.к. не содержит злонамеренности. Малыш не может ставить себе цели «добиться контроля над поведением и мыслями другого человека» в силу того, что сам ещё не осознаёт свои поступки.
 
Очень важно, как взрослые отреагируют на ложь ребёнка, ибо первые реакции и учат его, как вести себя в той или иной ситуации. И для того, чтобы малыш не обманывал в дальнейшем, важно правильно себя повести. Ребёнок учится на последствиях своих собственных поступков, на реакциях взрослых. Родители должны всегда помнить, что они обязаны научить детей тому, что сведёт к минимуму горькие ошибки в дальнейшем.
 

Причины детской лжи

Будучи манипулятором с первых мгновений своей жизни, ребёнок адаптируется к окружающей среде и приспосабливается, стремясь к максимально комфортным для себя условиям. И лжёт он из своих побуждений, желая себе доставить больше комфорта или, что более важно, избежать дискомфорта. И если на ложь ребёнка вы просто пожурите его, типа, «какой ты у нас врунишка…», малыш будет считать, что это нормально и так можно продолжать. Это будет тем ключевым моментом для ребёнка, когда в его подсознании заляжет установка, что лгать «не плохо» и «безопасно».
 
Поэтому, очень важно понять и проследить причины, побудившие ребёнка солгать и обязательно донести до его детского разума, что неправдивые слова огорчить могут не только вас, но, что очень важно для него, и негативно скажутся на нём.
 
При этом следует различать сознательный обман или сокрытие информации и фантазирование. Бытует мнение, что к нему более склонны детишки с темпераментом сангвиника, т.к. им жизненно важно приковывать к себе внимание окружающих «приукрашивая» действительность и такого рода проделки не должны вызывать беспокойства. Следует заметить, что далеко не всегда это так. К фантазированию склонны практически все дети. Этим они своеобразно восполняют острый дефицит информации о Бытии. А привлекать внимание к себе дети склонны по разным причинам, которые, чаще всего, не настолько безобидны.
 

1. Фантазирование

Не следует несерьёзно относиться к тому, что ребёнок рассказывает всякие небылицы о несуществующих существах, воображаемом друге и красочные фантастические истории. Это – нормальное свойство большинства детей. Но надо быть внимательным к его фантазиям, чтобы они не стали лазейкой для злоупотребления вашим доверием и даже попыткой сознательного обмана. Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал, что он может свободно делиться своими фантазиями с вами, но при этом вы видите чёткую грань, где вымысел, а где правда.
 

2. Страх и неуверенность в себе

Дети, с первого момента своего появления на свет, стремятся к познанию окружающего их мира, шаг за шагом расширяя зону исследования. Для того чтобы познать, малыш это пробует: на вкус, на вес, на прочность и т.д. (Чаще всего, на прочность он испытывает терпение взрослых) Со временем у детей формируется набор стереотипов, сформированный из запретов взрослых и их реакций на то или иное. С взрослением (где-то после полутора лет), к этому формированию присоединяются также информация из мультфильмов и сказок, на которые «присаживают» их взрослые. (Крайне важно фильтровать смысловое качество мультфильмов, т.к. они играют очень важную роль в формировании восприятия окружающего и, соответственно, реакций и поступков)
 
Много споров вызывает место наказания в воспитании. Несомненно, воспитание – творческий процесс и всякий ребёнок уникален, потому к каждому должен быть индивидуальный подход. Но есть определённые концепции, которые могут послужить фундаментом и костяком для уникального, для отдельно взятого ребёнка, метода воспитания. Это вопрос страха, наказания, негативного опыта.
 
Дети могут бояться наказания как рационально, так и иррационально. В любом случае, их страх основан на их восприятии «неправильности» поступка и последующего наказания. Бытует мнение, что «наказывая детей, родители сами делают их безынициативными, запуганными и подвластными чужому влиянию. Такая тактика воспитания не приведет к доверительным отношениям». Не могу согласиться с таким утверждением. И тому есть несколько причин.
 
В Библии есть несколько очень важных моментов по воспитанию подрастающего поколения.
 
«Кому жалко розгу, не жалко сына, а кто сына любит, не забудет вразумить» (Притчи 13:24)1, «Розга и внушения дают мудрость, а заброшенный ребенок – позор для матери» (Притчи 29:15)1 , – писал царь Соломон. В
 
контексте данного стиха, слово «розга» – это палка, которой пастухи направляли овец, но не били их. «Отцы, не раздражайте своих детей, но, наоборот, воспитывайте их, приучая к порядку, и наставляя в Господнем учении» (к Ефесянам 6:4), вторит ветхозаветному мудрецу апостол Павел.
 
Суть вышеупомянутого заключается в том, что наказание является неотъемлемой частью процесса воспитания, чтобы там не измышляли современные новомодные радетели «гуманистического воспитания». Это истинно, как то, что человек в процессе всей жизни стремиться к удовольствию и избегает всего, что приносит истинный дискомфорт. Наказание должно быть разумно и адекватно, при полном доступном разъяснении со стороны родителей, «что, за что и почему». Но тема наказания не будет раскрыта в данной статье. Вопрос о страхе ребёнка.
 
Единственный страх, приемлемый в данном контексте – как понимание, что «так нельзя делать» неразрывно от «почему». Это, как после того, как ребёнок обожжётся на молоке, будет дуть и на воду, если ему напомнят, что она горячая. Страх – сторожевой пёс человеческого существования, заложенный в фундамент нашего инстинкта самосохранения. Когда есть понимание, что «этого нельзя делать, потому что будет плохо», то это уже не тот, подавляющий страх, а уже осторожность. Это же относится и к страху быть наказанным за заведомо дурной поступок.
 
Ребёнок может говорить неправду и из-за неуверенности в себе. И эту неуверенность, опять-таки, культивируем в них мы, взрослые. Малыш может солгать только из страха быть наказанным, что его поругают, т.к. он не уверен, что взрослые поймут его истинные мотивы. Поэтому он стремиться переложить ответственность за проступок на кого угодно, кроме себя самого. При этом он искажает происшедшее, порой даже убеждая себя в истинности придуманных оправданий.
 
Вносите больше положительных эмоций в отношения в малышом, поощряйте его хорошие поступки, культивируйте мысль, что хороший поступок – сам по себе может доставить удовольствие самому совершившему, а не только вам. Так же и плохой поступок – он огорчит не только вас.
 

3. «Социальное лицемерие»

«Социальным лицемерием» я называю все наши условности, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни: приветствуем, когда не хотим; улыбаемся, когда не чувствуем радости; благодарим, когда не преисполнены благодарности и т.д. и т.п. И учится ему ребёнок очень рано: копируя наше поведение, обучаясь и просто защищаясь.
 
Пребывая в перманентном состоянии информационного голода, дети постоянно стремятся получить информацию об окружающем мире и себе,
 
исследуя всё вокруг. В этих поисках он прощупывает рамки дозволенного, ориентируясь на реакции взрослых. И не только на свои слова и поступки, но и на ваши. Не думайте, что ваша кроха ничего не видит и не слышит, увлечённая каким-то занятием. Когда вы отказываетесь от приглашения по телефону, оправдывая своё нежелание идти плохим самочувствием, как «официальной версией», в один прекрасным момент, ваш малыш вам споёт ту же песню, когда решит, что ему не хочется сегодня идти в садик. К тому же, когда вы не адекватно много требуете от ребёнка и слишком строги к нему, то готовьтесь к какой-либо форме обмана с его стороны.
 
Человек – существо социальное, поэтому приходиться следовать определённым правилам, приемлемым в данном обществе. К таким правилам относится этикет: культура общения, «воспитанность», порядочность, такт. Ребёнок, в своей непосредственности, может говорить вслух то, о чём мы деликатно молчим. Важно ребёнку объяснить правильно, почему нельзя говорить тёте, что она некрасивая, в гостях – что еда невкусная и подарок – не нравится. Соответственно, в обязанности родителей входит научить малыша лжи «ради приличия», т.е. правилам «социального лицемерия».
 
Даже если вы уверены в том, что ваш ребёнок лжёт вам, будьте очень осторожны в обвинениях в обмане и форме, в которой вы заявляете об этом вашему малышу. Помните всегда о возможных причинах, сподвигнувших его к этому. Систематические сомнения в правдивости его слов и искренности поступков натолкнут ребёнка на мысль о бессмысленности правды и только усилят стремление ко лжи.
 
Родители должны культивировать доверие и взаимопонимание со своим ребёнком, подавать пример ему во всём и не требовать от него того, в чём сами поступают иначе. Только так можно быть уверенным, что дети не станут обманывать.
 
--------------
 
1 - ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. ПЕРЕВОД С ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО. Издание, испр. и доп. – М.: Рос. Библейское общество, 2005.
 
 
 
04.02.2015  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 237   
 

 
 
Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке?
07.12.2015  |  Просмотров 250   
Ребёнок: визит к психологу
13.03.2018  |  Просмотров 69   
Как избавиться от веснушек
22.05.2018  |  Просмотров 6   
Чужих детей не бывает (или ещё раз о насилии глазами детского психолога)
08.04.2015  |  Просмотров 191   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО