портал психологических услуг
Интервью корреспонденту Азаду Сафарову (вопросы детскому психологу)

Интервью корреспонденту Азаду Сафарову («Аргументы и Факты»)

Вопросы детскому психологу

детский психолог1. Какие последствия для психики ребенка бывают от морального и физического издевательств со стороны педагогов?
 
Моральное и физическое насилие со стороны взрослых в будущем могут привести к достаточно серьезным внутриличностным конфликтам, к потере интереса к жизни, неумению найти себя как в социуме, так и в интимных отношениях. Испытавший насилие ребенок вырабатывает агрессивную модель поведения. Однако, если он научился подавлять и отрицать свои чувства, это может привести к депрессии и спровоцировать саморазрушающее поведение, поскольку выражение гнева по отношению к насильнику бывает либо слишком опасно, либо безрезультативно. Поэтому гнев обращается внутрь против себя самого, вызывая депрессию, ненависть к себе и ряд психосоматических заболеваний .
 
2. Где проходит грань критики за не подготовку к урокам или за плохое поведение и унижений со стороны взрослого? И как отличить их влияние на ребенка?
 
Критика – это всегда НЕЛЮБОВЬ. К каждому можно и нужно найти свой ключик, разобраться в причине плохого поведения или неуспеваемости, найти возможность организовать помощь в пределах учебного заведения или семьи и общаться с детьми на том языке, который понятен им наиболее, а это – язык ЛЮБВИ! Ведь очень часто «плохое поведение» наших детей – это защитные механизмы, которые срабатывают в ответ на наши бесконечные критику и унижения. А разница в их влиянии на психику ребенка малозначительна и зависит от его индивидуальных особенностей. И критика, и унижения оказывают негативное влияние на душевное состояние формирующейся личности. Дети всегда чувствуют фальшь в отношениях, но они так же способны почувствовать и ПОНЯТЬ плохое самочувствие, как душевное, так и физическое, взрослого. И не обязательно быть актером…
 
3. Есть ли отличия в психической травме ребенка, полученной от учителя публично (в присутствии одноклассников) и наедине только с учителем?
 
Травма, полученная при индивидуальной работе, может оказаться намного глубже. В «разборках» при одноклассниках возможно несколько детей примут сторону пострадавшего. Может даже появится случай обсудить данную проблему с друзьями. Часто детям комфортнее работать в группе, чем один на один с преподавателем. А уж если ребенок доверился и его «предали» — это навсегда способно отбить желание не только учиться …
 
4. Бывали ли в Вашей практике пациенты, пострадавшие от учительского бесправия?
 
В последнее время все чаще и чаще стали обращаться на консультации родители, чьи дети пострадали от действий или бездействия воспитателей, нянь и педагогов. Ребятню унижают, бьют, обзывают, не оказывают своевременную медицинскую помощь при травмах и даже скрывают ее необходимость, как и саму травму, от родителей.
 
5. Как реабилитировать ребенка после унижений преподавателем?
 
Ребенку, пострадавшему от эмоционального и физического насилия, может понадобиться как медицинская помощь, так и, порой длительное, психотерапевтическое воздействие, арт-терапия, а также телесно-ориентированная психотерапия, чтобы помочь телу избавиться от длительного напряжения, страхов и зажимов, от проявлений психосоматических заболеваний и вернуть веру в себя и в свой ресурс.
 
6. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные причины неправомерного отношения учителей к своим подопечным? Связано ли это с низкой зарплатой, неопытностью или плохим поведением самих учеников?
 
Безусловно, у всех свои проблемы. И у детей их не меньше. Это невероятные усилия – отвоевать хоть чуточку внимания и любви у вечно занятых взрослых. Профессия педагога – благородна уже по своей сути. Это скорее призвание, оно или есть, или его нет. Нужно любить детей и принимать их безусловно, да и в душе оставаться ребенком. Зарплата педагогов во все времена была низкой. Специалисты знают, на что идут и многие из них, ни для кого не секрет, идут на отпуск в 56 дней, каникулы, премии и профсоюзные льготы. При этом истинные ценители детской души могут работать на кухне или в коридорах… И, тем не менее, нельзя сказать, что в послевоенное время жизнь была легче, а наши родители, бабушки и дедушки до сих пор вспоминают своих учителей! Дело даже не в 30-тилетнем стаже или его отсутствии, а в желании передавать знания, любя и принимая, УЧАСЬ ПРИ ЭТОМ САМОМУ.
 
 
07.04.2015  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 127   
 

 
 
Что делать с ребенком на каникулах: 6 новых идей
03.10.2015  |  Просмотров 130   
Правило «трех минут», которое нужно знать всем родителям
10.07.2018  |  Просмотров 71   
ОБЯЗАТЕЛЬНО научите этим упражнениям ваших детей!
03.06.2016  |  Просмотров 520   
Фразы, которые никогда не должен слышать ваш ребенок
06.06.2017  |  Просмотров 99   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО