портал психологических услуг
Раннее детское развитие

Раннее детское развитие

Раннее детское развитиеПозвали… Пришел… Родился… Потянулся
Поел и покакал, заснул и проснулся…
Грустил и кричал… Наконец улыбнулся…
Аукал…Садился… Пополз… Побежал…
Болел… Выздоравливал… Плакал… Сказал…
Светлана Ройз
 
В последние несколько лет молодые родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей. Не смотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие – бесполезно и не нужно.
 

Тем не менее…

Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течении всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают ребенку поддержку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру и привязанности к близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут наши дети.
 

Но когда же стоит начинать развивать своих малышей?

А вот прямо с того момента, как мамочка узнала о появлении новой жизни. Малыш ужеродился и теперь он – абсолютный генетический индивидуум. Через 38 недель «адаптации» он уже готов покинуть материнское лоно и войти в новый, незнакомый мир, он лишь поменяет место проживания… И во многом от нас, мам, зависит каким придет в этот мир: добрым, ласковым и веселым, обаяшкой или агрессивным и плаксивым вреднулей. Находясь там, внутри он будто наблюдает за нами: нашим поведением, реакциями на ту или иную ситуацию; учится терпеть и прощать, любить и жалеть, оберегать и защищаться, если понадобится…
Мамочка, которая всю беременность провела в слезах, обидах и недовольстве, вряд ли может рассчитывать на мирно сопящего тихоню – малышенок будет постоянно плакать, требовать к себе внимания и … болеть. Именно такую модель поведения он усвоил, наблюдая за мамой из своего гнездышка.
 
Мамочка, которую одолевают страхи и негатив, скорее всего будет трансформировать их на своего детеныша и родившийся малыш станет защищаться от всего чужого агрессией, аллергией и кишечными коликами. Также агрессивного ребенка может получить мама которая игнорировала свою беременность и не принимала ее…
 
При этом мамочка, переживающая стресс, «учит» ребенка адаптироваться к изменяющимся условиям. Агрессивная и слишком деловая мама встретит малыша-тихоню и т.д.
 
Но пока… это крошечное существо – зародыш – движется по маточным трубам к полости матки и там он САМОСТОЯТЕЛЬНО выбирает наилучшее место для «заземления», чтобы там начать новый этап жизни: с 3 по 12 неделю идет закладка органов, в три месяца уже можно разглядеть черты лица и если нам «позволят» — половую принадлежность, на 20-22 недельке начинает развиваться нервная система, в 7 месяцев – малыш уже хорошо слышит, причем кожей, а в 8-9 формируются эмоции и тонкие чувства. Слушает музыку, кушает, гуляет и спит малышонок с мамой одновременно, поэтому если вы ночью бродите по кухне в поисках вкусненького, — не удивляйтесь, что пупс по ночам будет вечно голодным и активным…
 
Важно, чтобы малыш сам принял решение о своем выходе на свет. В этом случае, он всегда будет готов к самостоятельному принятию решений и к ответственности за них…
 
И вот ребенок «пришел» к маме с папой. Уже через час после рождения он может повторять мимику и жесты взрослых, широко открывать рот и показывать язык. Через 36 часов – выражать чувства радости, удивления, грусти. В процессе различных исследований заметили, что новорожденные обучаются с удовольствием. Проявляется связь между обучением и улыбкой, которая сопровождает новые открытия в контактах с окружающими. Детки получают удовольствие от потягивания за веревочку, чтобы заставить игрушку двигаться, от поворачивания головки, чтобы спровоцировать взрослого на игру в прятки. Радость от обучения малыш проявляет смехом, и «агуканьем».
 
Поглаживания, разговор и продуманное пробуждение интереса ускоряют и стимулируют развитие малыша. Близкий контакт и заинтересованность им позитивно влияют на характер, способности и скорость овладения различными навыками.
 
Общение с малышом, как в материнском лоне, так и после его выхода на свет способствует быстрому развитию речи, самостоятельности и лучшей концентрации внимания.
 
Не нужно создавать атмосферу полной тишины для новорожденного, это крайне необходимо: ведь в утробе он постоянно слышал шум маминого тела и теперь полная тишина может его испугать.
 
Не бойтесь избаловать малыша ласками: максимум телесного контакта ему будет очень полезен – кто, как не мама с папой должны научить этому великому искусству – Любить и быть Любимым, Давать и Принимать…
 
Если на первом месяце жизни малышенок больше слушает, то на втором сосредоточение исключительно зрительное: его привлекает висящая перед ним яркая игрушка, он протягивает к ней ручки и задевает ее (важно, чтобы игрушка звучала) – развивается моторно-зрительная координация. В 4 месяца начинает формироваться мелкая моторика, когда ребенок перебирает края пеленочки, ощупывает ее, пытается захватить игрушки. Гуляние становится активным и протяжным, увеличивается произношение гласных звуков. Игры становятся более длительными, малыш манипулирует игрушками, бросает их на пол, прислушивается к звукам. В этот период, как правило, расширяются контакты семьи, объем информации увеличивается…
 
Важно, чтобы детеныш изучал новых людей сверху, а не снизу, и родительские руки будут ему хорошей опорой в этом…
 
Вот мы уже сидим, ползаем, пытаемся встать и потихоньку делать маленькие еще неуверенные шажки; активно развивается лепет и мы уже можем что-то сказать; не желаем больше находиться в кроватке или манеже…
 
Именно в этот период познавательная деятельность активизируется очень интенсивно, а это значит, что юный исследователь облазит все шкафы, коробки и ящики в доме, проверит на вкус и прочность все, что попадется в его поле зрения. Постарайтесь сделать ваш дом максимально безопасным для ребенка, но в то же время не перегружайте его гиперопекой — ушибы и падения тоже являются частью необходимого жизненного опыта. Проводя занятия в игровой форме, учите кроху бегать, прыгать, лазать. Подбирайте упражнения, способствующие развитию координации движений, укреплению мышц тела. Стопа тоже требует специального развития; разрешите крохе ходить босиком по поверхностям с разными покрытиями – это будет способствовать развитию тактильных ощущений. Но не стоит забывать, что активность нужно дозировать и чередовать со спокойными тихими играми, особенно перед сном – следите за тем, чтобы нервная система крохи не перегружалась.
 
Развитию крупной моторики будут способствовать игры на полу, выполнение танцевальных движений, ползание, лазание, игры с мячом, крупными блоками.
Мелкую моторику помогут развить игры с мелкими игрушками (куклами, зверюшками, машинками), складывание пирамидок, пальчиковые игры и даже просто собирание во время прогулки желудей, каштанов, листьев и цветов в поле.
 
Первый год жизни уже позади… Возможно, что хватательная функция рук вашего малыша уже достаточно развита и он может подбирать с пола как крупные предметы, так и мелкие. Чтобы усовершенствовать развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, знакомьте кроху с предметами различных форм и размеров, используйте в играх бумагу и ткань разной фактуры… Поощряйте развитие основных навыков самообслуживания; желание самостоятельно есть, пить из чашки, снимать с себя некоторые предметы одежды. Пусть неумело, пусть не так, как мама, но все же уже сам…
 
Малыш уже пытается строить предложения, формулировать свои просьбы – помогайте крохе в усвоении этой нелегкой науки. Разговаривайте с ним как можно больше, задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа, побуждайте его выражать свои желания словами, а не мимикой. Играйте с ним в речевые игры, используя потешки, стишки, песенки, читайте сказки и забавные истории. Следите за тем, чтобы ваша речь была понятна ребенку, но не стоит переходить на «детский язык» и общаться с малышом, копируя его произношение.
 
К любому занятию подходите творчески, старайтесь увлечь и заинтересовать кроху. Придумывайте и творите вместе, будьте искренни, ведь ни одна, даже самая интересная игра не займет кроху, если мама рядом будет скучать от скуки.
 
Второй год рождения малыша является новым этапом развития и усовершенствования его основных навыков. Ребенок стал более выносливым, как физически, так и эмоционально.
 
Продолжает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, появляются местоимения «Я», «мне». Детки уже могут стремится утешить того, кто плачет, обнять и погладить значимого взрослого, начинает помогать другим, а иногда даже могут поделиться сладостями.
Формируются и нравственные нормы поведения: дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные ручки.
 
Малыши постепенно привыкают к звучанию своего имени. Особый интерес они проявляют к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек. Все, что происходит с тезками, воспринимается более эмоционально.
 
В этом периоде такими же значимыми остаются общение с взрослыми: если с ребенком мало общаться, он может значительно отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос сына или дочурки, выполнить любую просьбу, которую они выразили только мимикой и жестами, детки также не будут стремится к овладению навыками речевого взаимодействия.
 
Кроме того, строя свои отношения с малышами 2-3 лет, взрослому необходимо знать некоторые особенности: детки лучше понимают инструкции, побуждающие их к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» часто остается без внимания.
 
Общение деток между собой можно разделить на четыре основные категории:
1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду, лицо, подходит близко к нему;
2. Действие со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша. Ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.
3. Наблюдение за другими детками и подражание им. К этой категории действий относятся взгляд «глаза в глаза», улыбки, вербальные формы общения.
4. Эмоционально окрашенные действия характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Тут же они могут пугать друг друга, драться и сорится.
 
Родителей не должно пугать, если их малыш данного возраста вдруг начал боятся незнакомых сверстников, перестает играть, прячется за маму и даже плачет при приближении других детей. Это нормально и к 2,5 –3 годам эта тревога при встрече других детей проходит. Эксперименты показали, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.
Виктория Борисова,
семейный и детский психолог
Продолжение следует…
 
 
08.04.2015  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 265   
 

 
 
Мальчики не плачут: откуда берутся настоящие мужчины?
22.05.2018  |  Просмотров 3   
Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочки
02.12.2016  |  Просмотров 77   
Подарок для девочки 7 лет
03.02.2019  |  Просмотров 5   
Привязанность к маме. Психология ребенка
14.03.2018  |  Просмотров 15   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО