портал психологических услуг
Танатотерапия (часть 2)

Танатотерапия (часть 2)

Дж.Пирракоса, опирающаяся на corpo - тело и возносящая к духу - spirituale.
 
Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жизни, в старости, перед смертью. Тело из "фона" явно превращается в "фигуру", заявляя во весь голос о своих правах - болью, бессоницей, одышкой и т.д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела - своеобразная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей - маразм у пожилых, отсутствие чувств - первичные эмоции у маленьких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление собственного тела у тех и других). Даже название "старый пердун" точно характеризует специфику телесных проявлений - старческое пожилое тело не способно удерживать зажатыми анальные сфинкторы (кстати, как и младенцы!).
 
В танатотерапии ставка делается на т.н. "иньский" компонент - тотальное расслабление, в отличие от, в основном используемого в психотерапии, "янского" компонента.
 
Нами в качестве языка описания процессов танатотерапии сознательно выбран язык "инь-янских" взаимоотношений. В русском языке достаточно много поговорок, например, "тише едешь - дальше будешь", "чем хуже - тем лучше", "медленно запрягают - быстро скачут" и др., достаточно убедительно показывающих как одна полярность дополняет другую и максимизация одной из полярностей приводит к зарождению другой. Из Библии нам хорошо известно выражение "смертию смерть поправ". Но китайская философия, фразеология и, главное, соответствующая им символика, привлекается нами как яркое, очень емкое и понятное, выраженное визуально, воплощение смысла полярных отношений.
 
Янский подход означает, что ставка в психотерапии или терапии в основном делается на воздействие с целью изменений в какую-либо сторону (чего стоит, хотя бы термин "интервенция"). Представляется интересной задача разведения отдельных видов психотерапий на "янскую" и "иньскую", но применительно к целям данной работы мы на примере отдельно взятого приема телесной психотерапии, переросшего в отдельный вид терапии в работе с детьми - холдинг-терапию (от английского "hold" - держать), хотели бы показать лишь специфику "янского" подхода.
В обосновании холдинг-терапии несомненно лежит важное положение об инстиктивных движениям матери в случае, если ее ребенку грозит опасность, когда ему страшно или плохо. В этих случаях она прижимает его к себе. В руководствах подчеркивается - "крепко прижимает" (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 1997, стр.168). Видимо, в мере этой "крепости" - и разность "янского" и "иньского" подходов.
 
Итак, сама процедура холдинг-терапии:
"…мать привлекает к себе ребенка, обнимает его и крепко держит лицом к лицу. Аутичный ребенок непременно окажет сопротивление. Он будет вырываться, может драться, кусаться, плеваться. Мать должна не сдаваться, держать ребенка и пытаться установить контакт с ним глазами… Матери надо держаться до тех пор, пока ребенок не расслабится, не прижмется к ней, не посмотрит ей в глаза" (27).
 
Не будем обращать внимание на то, что речь в данном случае идет об аутичных детях, уже потерявших контакт (в том числе, а, может быть, и прежде всего,- телесный), что речь идет о проводящих этот прием матерях, уже установивших такой телесный контакт со своим ребенком, не будем задаваться вопросом цены (в чем она и какова содержательно) за получаемый результат. Нами подчеркивается лишь исключительная "янскость" данного приема и его эффективность, достигаемая за счет известного механизма: "максимизация Ян приводит к зарождению качества, противоположного по знаку, Инь".
 
Наличие активности, "янского" начала, хорошо прослежено в традиционном (особенно отечественном) здравоохранении. Судить об этом можно, хотя бы, по устойчивым языковым выражениям милитаристского толка, которыми она изобилует ("приступ болезни", "борьба с болезнью", "борьба за жизнь", "остановить развитие опухоли" и т.д.). Кстати, и сам термин "здравоохранение" в нашей стране появился только после Октябрьской революции. До революции нынешнее Министерство здравоохранения носило название "Департамент народного здравия". До сих пор The World Health Organization часто неправильно переводится как Всемирная организация здравоохранения.
 
При иньском подходе создаются условия, когда тело идет навстречу особым характеристикам контакта, устанавливающегося между контактируемыми (в частности, танатотерапевтом и клиентом). В этом идеально проявляет себя закон контакта: дать другому человеку можно не больше, чем он может взять, и наоборот, другой может взять не больше, чем ему могут дать. В этом смысле, воздействие, осуществляемое в танатотерапии, является результатом взаимодействия между клиентом и танатотерапевтом. Это теоретическое, достаточно трудное для понимания положение хорошо усваивается, опять же, в ходе выполнения телесных приемов танатотерапии.
 
Избыток иньского компонента традиционно рассматривается как своеобразный коллапс, кома (ср., статью Д.Боаделлы "Между катарсисом и комой"). Уступчивость, пассивность в большинстве случаев (в политике, экономике, медицине и др.) также носит негативный оттенок. В танатотерапии основная стратегия терапии направлена на движение к центру иньской составляющей, к источнику янской активности, в нем находящемуся, что в итоге приводит к балансировке инь-янской составляющих, балансировке, осуществляемой самим телом.
 

Рис.10
Диаграмма инь-янских
взаимоотношений

Этот мощный и концентрированный источник янской активности окружен "океаном" иньской безмятежности и покоя. В этом своеобразном "золотом сечении" сочетания процессов "активизации" и "заземления" залог безопасности проявления этой активности. Активность не приводит к т.н. "отреагированию". Это скорее то, что происходит во сне. Уснувшее, расслабленное и, таким образом, "заземленное" тело создает условия для появления сновидений. Сон, сновидения - это активность бессознательного, проявление подавленного, своеобразное "отреагирование"; но в сочетании с "заземленным" телом, в окружении иньского безмолвия тела - максимально безопасна и для самого тела и для человека. Отсюда - целительность снов. Отсюда - "утро вечера мудренее". Хорошей иллюстрацией этой своеобразной "логики" безопасности сочетания янской активности в центре иньского компонента может служить уже упоминавшаяся нами картина художника-примитивиста Генри Руссо.
 
Аналогичные процессы (вытекающие из этой же "логики", впервые зафиксированные в китайском мышлении, - "максимизация одной из полярностей приводит к зарождению полярности противоположного качества") протекают и в центре "янской" компоненты. Это хорошо описано у Джона Лилли; этому служит сам образ и название его книг - "Центр циклона", "Парный циклон" (Лилли Дж., 1993, Лили Дж., 1995). Собственно, механизм отреагирования ("катарсиса") и стоится на процессе максимизации янской составляющей, которая (максимизация - см. диаграмму Рис 10) с необходимостью и приводит к появлению иньской составляющей (освобождение, высвобождение, успокоение). Это привычный в культуре и социуме способ "борьбы" с бессоницей, когда включается телевизор и все внимание направляется на экран. Или, когда берется неинтересная книга и ее читают до тех пор, пока она не вываливается из рук. Цивилизация (особенно западная) пошла по "янскому" пути - т.е. по пути высокого темпа жизни, силы впечатлений и т.д. Привычный способ борьбы со стрессом - заземление через переедание привел к проблеме избыточного веса. Борец сумо, изображенный ниже (Фото 6), - это метафора способа противостояния миру, способа, исключающего уступчивость. Вспомним также, что богиня худобы (сравни, худо) Персефона - это богиня царства мертвых.
 

Фото 6.

Качество "уступчивости" в нашей, непластичной, жесткой, зарегламентированной, ригидной цивилизации - максимально актуально и адекватно жизни в цивилизации с такими характеристиками. Не случайно по типологии болезней, разработанной академиком В.Казначеевым (Сибирское отделение Российской Академии медицинских наук), на первом месте по степени опасности для человека стоит не рак, не СПИД, не ишемическая болезнь сердца, а тривиальный грипп. Оказывается, каждый новый штамм гриппа предполагает генерализованный интегративный ответ всего организма, а не отдельных его систем, как при других заболеваниях. А это - в первую очередь - характеристики пластичности организма, тела человека. В итоге в настоящий момент эпидемии гриппа превращаются в пандемии, и атипичная пневмония - яркий тому пример.
 
Увлечение "янской" составляющей нашей жизни толкает людей в погоню за острыми ощущениями, экстримом. "Шок - это по-нашему!" - девиз не только шоколадок с аналогичным названием, но и всей жизни (Фото 7). "Горячей точкой" становится вся планета. Особое место занимает наша страна - не случайно известная процедура с нажатием на спусковой крючок револьвера с одним патроном в барабане носит "гордое" название "русская рулетка".

Фото 7.
Тела тех, кто погиб на подступах к Эвересту,
а это более 20-ти человек,
остаются там навсегда.

Можно даже предложить видоизмененную диаграмму инь-янских взаимоотношений, соответствующую, по нашему мнению, нынешней ситуации развития цивилизации (Рис.11).
 

Рис.11
Диаграмма инь-янских взаимоотношений,
соответствующая нынешней ситуации
развития цивилизации

Многое в изменении отношения людей к критериям сильных чувств - сделал кинематограф. В западной культуре сильное чувство обычно передается через интенсивность (янскость). Если брать кино - то разорванная одежда и откусанное ухо (сравни, фильм "Основной инстинкт"). Привычная нам пауза - неожиданная остановка транспорта, преждевременный приход куда-либо и др.- зачастую воспринимаются нами как трата времени, его потерю. На Востоке же - это такой же полноценный акт жизни, максимально этой жизнью наполненный. Однако постепенно (но очень медленно) в западной цивилизации все же меняется отношение к иньской составляющей - стали популярны техники медитации, релаксации, китайские двигательные системы, "уравновешивающие высокий темп окружающей жизни" (Елисеев В., Баскаков В., 1990).
 

Фото 8.
Медитация на рабочем месте

Показательно, что в последнее время появляются публикации, расценивающие состояние комы в качестве необходимого (самому организму) процесса восстановления жизнедеятельности организма (Линкс Н., 2001). В таком случае реанимационные, активизирующие (в этом смысле, - "янские") процедуры могут в ряде случаев быть расценены как неадекватные ситуации, в которой находится сам организм (см. ниже, неадекватность применения приемов "санации" на этапе "терминации", см. Набоков "О Гоголе" (Набоков В., 1993)).
В танатотерапии в качестве средства установления (или восстановления утраченного) контакта с процессами смерти и умирания берется моделирование (в отличие, от имитации) смерти, причем редкого ее вида - т.н. правильной смерти.
 
В основе такой модели - модель тотального расслабления. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, он иногда даже радостен (см. отрывок ниже). Его тело максимально расслабляется; дыхание становится поверхностным и замедленным; руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх; ступни ног раскрываются и сами ноги распадаются; нижняя челюсть отпадает вниз; глаза приоткрываются (не видите ли Вы в таком описании - лежащего новорожденного ребенка?). Вот как описывает такую смерть русский историк Ю.П. Миролюбов ("Сакральное Руси", т.2, М., Изд. АДЕ "Золотой век", 1996, 604 с. (стр. 464-465)
 
"И вдруг шум в передней: "Батюшка, прадед наш помирает…Причастить надо!" Отец встает и сейчас же, ни слова не говоря, несмотря на уговоры матери, идет во двор и уезжает. Долг прежде всего! Мы, оставшиеся, сетуем, но вскоре забываем. И уже через час папа снова дома. "Древнейший дед!" - рассказывает: "Вхожу в хату, а он уже на лавице лежит, под головой подушка, набитая соломой, в чистой рубашке, с зажженной свечой в руке, светлый такой, радостный. "Простите, говорит, все меня, что в такой день помирать собрался! Господь зовет!" - "Радуйся, раб Божий, - говорю: в этакий день представиться перед Христом - честь великая!" - "Я и то радуюсь, да родных моих жалко. Святки ведь. Им радость омрачаю". - "Не думай об этом". Пособоровал его, поисповедовал, причастил, а он и говорит: "Посидите, батюшка, еще минуту, почитайте мне отходную". Я почитал, и вдруг вижу, заснул дед. А потом свечка выпала из его рук. Оказывается, помер". В этом простом описании смерти стариков того времени - вся Русь Святая! Просто жил человек, трудился, исполнял Заповеди Божьи, детей родил, вырастил, поженил и внуков увидал, правнуков, праправнуков, и, наконец, умер.
 
Простая жизнь и такая же прекрасная, простая смерть, без вычура, без сутолоки. Так умирали все, у кого совесть чистая была. Как настоящие первые христиане, в белой рубашке, со свечой в руке! И сколько есть на свете людей, что умирают с проклятиями на устах.. А здесь - чистота, духовная простота, спокойствие. Припоминаем мы, как в Антоновке дед Минай помирал: пришел домой и говорит жене: "Ну, баба, ставь воды на печь, умыться надо, чистоту сказано". Та поставила. Дед умылся, причесался, бороду подстриг, усы подправил, и говорит: "А поди-ка, у нас свеча есть?" - "А на что тебе свеча?" - испуганно спросила она. - "А ты, баба, не осуждай: давай свечу!" Дала она ему свечу. - "У нас и ладану немного есть?" - спросил Минай. - "Есть…" Дала ему ладан. Дед развел кадильницу, глиняный горшочек, и говорит: "А ты поди-ка к батюшке, зови его к нам. Исповедоваться надо, приобщиться". - "Да, что же ты, дед, помирать что ли собрался?" - заголосила она. - "А ты, баба, не перечи! Ступай, коли сказано. Потрудись для меня. Я для тебя тоже трудился". Пошла она к священнику. Пришли вместе, а дед уже сам на лавицу лег, свечу в руке держит: "Скорее, батюшка, а то душа уйдет!" Священник поисповедовал его, причастил, а тут баба в слезах, возле деда стоит: "На кого ты меня покидаешь теперь?" - "А на Господа Бога и Матерь Божию", - отвечает. - "А ты не голоси. Всем помирать надо однажды". Потом, когда батюшка ушел, он попросил подправить подушку, напиться спросил, затем охнул однажды и свечу уронил наземь. Заголосила баба. Дед уже больше ничего не слышал. Улетела душа его к Богу Высшему.
 
Удивительный люд наш русский! Так грандиозно просто, так духовно ни один народ в мире не умирает. У каждого из стариков были припасены "на смерть" чистые носки с белыми пятками и наконечниками, чистое белье, костюм, туфли, как надо. Этих вещей никто носить не смел, ни стирать, ни гладить, как куплены были, так и в сундуке лежали. В них одевали умершего, после обмывания. Но вот эти два деда, о которых рассказали мы выше, имели нравственную силу сами обмыть себя, приготовиться, лечь и умереть. Ведь сколько людей есть, которые при одной мысли о смерти бледнеют, трясутся, за священника хватаются, а здесь просто, ясно, без шума или крика, человек готовится на Тот Свет".
 
Принципиально важной характеристикой, отличающую тело клиента, проходящего танатотерапию от всех других средств релаксации, является то, что конечности и тело человека холодеют (смотри выше, сравнение с аутогенной тренировкой). Расслабление - "иньская" составляющая, характеризующаяся исключительно холодом. Отсюда и трудность попадания в центр тотального расслабления (иньского компонента) с помощью иных технологий: невозможно пройти т.н. "холодную зону" (страх смерти) и невозможно ощутить себя предметом (объектом), поскольку и первое, и второе непосредственно граничат со смертью. Танатотерапия, представляющая специальную технологию (сумма теоретических положений, приемов, упражнений) позволяет это сделать.
 
Базовым законом, на котором строятся приемы, и характеристикой работы выступает своеобразная "телесная гомеопатия", которая, применительно к танатотерапевтическому процессу, формулируется так: "минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям". Проявляемые в таком случае чувства не ведут (не могут привести!) к отреагированию в силу того, что источник этой янской активности окружен "океаном" иньской составляющей (см. выше). Сообразно данному закону прием "телесная гомеопатия", достаточно хорошо описанный в литературе (См., Баскаков В., 2000, стр.264-276., Баскаков В., 2001 - с.108-125, Баскаков В., 2002, с.18-21 и др.), но трудно выполняемый практикующими в силу сложности самого режима выполнения, позволяет максимально "заземлить" тело клиента, создать условия для безопасной активизации его чувств, проявлению его мыслей. От танатотерапевта предполагается особое мастерство исполнения этого сложного приема, как и на представленной ниже фотографии, где объект съемки предполагает и соответствующую этому объекту позицию тела (Фото 8).
 

Фото 8.

Только в таком случае (сочетание особого вида контакта "танатотерапевт-клиент"; особого режима выполнения приемов - "телесной гомеопатии"; ставка на иньский подход, когда сессия начинается с "тотального заземления"), в танатотерапевтической сессии достигается ее результат: тело отпускает ровно столько энергии (момент т.н. "активизации"), которая тут же поглощается самим телом (момент т.н. "абсорбции" (подробнее о моторных полях "активизация"/"абсорбция" см. Д. Боаделла, 2002). Тело, таким образом, выступает своеобразным гарантом безопасности, мерилом и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии. Это своеобразные "программы" самого тела, работа которых зависит только от условий, которые способствуют их запусканию.
 
Область танатотерапии - это область, находящаяся между своеобразными навигационными "створами" или, пользуясь мифологическим языком, - между Сциллой (сон, кома, глубокий транс) и Харибдой ("отреагирование", катарсис). И в первом, и во втором случае разрывается связь между танатотерапевтом и клиентом. В этом опасность этих мест - непонятно, куда движется процесс клиента. Контакт утерян. Но, одновременно, в этом - точная квалификация танатотерапевтического процесса: если клиент засыпает, или если он, не обращая внимания на танатотерапевта, входит в отреагирование,- это точно не танатотерапия. В таком случае можно применять весь спектр приемов других видов психотерапий (активизировать контроль, открывать дыхание, задавать вопросы и т.д.). В чем-то танатотерапевтический процесс может напоминать "полеты" шамана с гарантией возврата и неразрывной связью шаман-больной.
 
В танатотерапии процесс умирания рассматривается как процесс, состоящий из двух стадий: своеобразной "вялотекущей" и "активного умирания", соответственно - "санации" и "терминации". Оказывая помощь умирающему важно ориентироваться в этих стадиях и выбирать приемы и средства, адекватные самой стадии. Для стадии "санации" - санирующие приемы, для "терминации" - приемы терминирующие. Неадекватность применения приемов не является помощью, приводит к насилию над человеком, подрывает его ресурс. Часто умирающий просит не применять к нему санирующих процедур, как, например, в следующем отрывке:
 
"С ужасом читаешь, до чего нелепо и жестоко обходились лекари с жалким, бессильным телом Гоголя, хоть он молил только об одном: чтобы его оставили в покое. С полным непониманием симптомов болезни и явно предвосхищая методы Шарко, доктор Овер погружал больного в теплую ванну, там ему поливали голову холодной водой, после чего укладывали его в постель, прилепив к носу полдюжины жирных пиявок. Больной стонал, плакал, беспомощно сопротивлялся, когда его иссохшее тело (можно было через живот прощупать позвоночник) тащили в глубокую деревянную бадью; он дрожал, лежа голый в кровати, и просил, чтобы сняли пиявок, - они свисали у него с носа и попадали в рот. Снимите, поднимите! - стонал он, судорожно силясь их смахнуть, так что за руки его пришлось держать здоровенному помощнику тучного Овера" (Набоков В.,1993).
Возвращаясь к медицине, отметим, что многие факторы (медицинская модель болезни; клятва Гиппократа, обязывающая спасать "до последнего") - не позволяют врачам менять их стереотип отношения к помощи и к идее процессов "санации"/"терминации".
 

Рис. 12
Оказание помощи умирающему

На приведенном рисунке 12 - гравюра XV века, иллюстрирующая все сложности оказания помощи умирающим (из собрания Британской библиотеки, Лондон).
 
Особенность применения отдельных приемов танатотерапии (таких как "опускание нижней челюсти", разные способы "заземления" на различные части тела; в отдельных случаях - применение четырех базовых приемов танатотерапии) заключается в том, что они сами "настраивают" стадии умирания, и в этом смысле являются всегда адекватны этим стадиям ("санации" и "терминации"). Если умирающий находится на стадии "санации", он, с их помощью, выздоравливает; если он находится на стадии "терминации", - умирает. В последнем случае его смерть является правильной и легкой. И это реальная помощь.
 
В основе всех человеческих проблем и болезней танатотерапия рассматривает четыре базовые проблемы (Баскаков В., 1998) и соответствующие им части тела (своеобразная "проблемная анатомия"): контроль/сверхконтроль со стороны сознания (голова), чувства/контакты (руки, грудная клетка), сильные чувства/cексуальные отношения (паховая область), опоры (ноги). Телесность в танатотерапии рассматривается и как оппозиция/взаимодействие "социальное"-"биологическое" тело, и как представленное на уровне пяти физических тел: индивидуальное и ряд групповых (семья, организация, государство, цивилизация) (Баскаков В.,1998). Основной характер работы с четырьмя базовыми проблемами в танатотерапии чем-то напоминает своеобразную "телесную оптику": филигранной телесной работой меняют ориентацию своеобразных "зеркал" внутри тела (другое название - body tuning, настройка тела). Тело тотально "заземляется", и контроль отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускает механизм поглощения ("абсорбирования") энергии. Поглощение способствует дальнейшему "заземлению" и т.д. Привычные паттерны, блоки и защиты становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.
 
Рассказывают, что один талантливый французский археолог открыл подземный храм в джунглях Южной Америки. Храм охранялся, но знания археолога убедили охрану в безопасности и возможности посещения им этого места. Пройдя вместе с провожатыми весь извилистый подземный путь и увидав красоту центрального храмового зала, археолог поинтересовался у охранников, может ли он это сфотографировать. Для этого у него все было под рукой - фотоаппарат с фотовспышкой. "Да! - сказали охранники,- Но только при естественном освещении". Другому впору растеряться! Но талант - талант во всем! Этот археолог отправился в ближайшую деревню и там накупил обычных зеркал. Он расставил и настроил их таким образом в извилистом ходе храма, что, когда солнце оказалось в зените, - его лучи, пройдя весь путь, отражаясь в зеркалах, наполнили светом внутреннее убранство храмового зала. Археологу не представило никакого труда сделать столь желанные снимки.
 
Инициирующий компонент танатотерапевтического процесса заключается в приобщении (латинское инициато, итальянское инициаре, английское инишиэйт - означают вводить, приобщать, быть причастным) работающего с клиентом танатотерапевта к реальности жизнь/смерть. Смерть - это что? Чем является для меня? Если Смерть - враг, соперник? Тогда это - заведомый проигрыш. В таком случае - смириться, пасть ниц или встретить с достоинством? Если Смерть - друг, помощник, советчик? То в чем? Если Смерть - женщина, как, например, в русской традиции (у немцев - это он - der Tod)? Тогда - алхимическая "свадьба"?
 
Про приобщенность, инициированность - популярный нынче американский сериал "Скорая помощь", где верхом профессионализма является скорее "развоплощение" врачей - смешение бытового плана и профессионального. Занимаясь сложной операцией, они зачастую обсуждают свои бытовые неурядицы.
Совсем другое дело - случай, описанный итальянским журналистом. На строительстве Миланского Собора журналист остановил рабочего, везшего в тачке песок, вопросом, чем тот занимается. Этот рабочий вез песок тому рабочему, который смешивал этот песок с цементом и передавал эту смесь тому рабочему, который, добавляя воду, приготовлял из этого раствор для того, чтобы передать его тому рабочему, кто этот раствор поднимал на вершину строящегося Собора для того, чтобы его получил тот рабочий, кто на этот раствор клал кирпич в стену Собора. Так вот, на вопрос журналиста обычный подвозчик песка ответил: "Я строю Собор!". В этом смысле он был инициирован, приобщен к происходящему, приобщен великой цели зодчества.
 

Танатотерапия: практические результаты

Танатотерапия оказывает мощное воздействие, затрагивая и корректируя практически все психологические проблемы человека, выступая эффективным средством релаксации (тотального расслабления).
 
Применение танатотерапии подготовленными специалистами позволяет оказывать содействие при психосоматических расстройствах (Газарова Е., г.Москва (13), Трушкин А., г.Москва, Кукулиева М., г.Москва), получать результаты при лечении многих других заболеваний: остеохондроза позвоночника (Гайваненко А., г.Одесса (8, стр.66-69), депрессии, астении (Баранников К., г.Екатеринбург (8, стр.50-51), наркомании (Пономарев А., г.Екатеринбург ( 8, стр.49-50), Кишиневская К., г. Саратов), шизофрении (Баранников К., г.Екатеринбург (8)), при работе с болями (Косырева Е., г.Минск, Альзоба Е., г.Минск (8, стр.48), при подготовке к родам (Постнова Ю., г.Москва), и лечении бесплодия (Гусева Н., г.Москва (8, стр.48-49), при работе со страхами (в частности, страхом смерти) (Замараева Е., г.Москва (8, стр.56), Воронкина С., г.Краснодар, Воскресенская И., г.Петрозаводск, Белая Е., г.Владивосток) .
 
Получены успешные результаты применения метода танатотерапии в лечении бесплодия и привычного невынашивания на базе Медицинского женского центра Международного Фонда охраны матери и ребенка (г.Москва, Новый Арбат, 7) (Баскаков В., г.Москва (8, стр.56-57).
Исследование эффективности метода танатотерапии с использованием проективного рисуночного теста, выполненное Шубиной Е.В.(г.Санкт-Петербург) выявило значительное количество различий в оценке собственного отношения к смерти, выразившихся в рисуночном тесте, и продемонстрировало мощный динамический эффект танатотерапевтического воздействия, проявляющийся в способности к изменению психического отреагирования столь глубокого страха, как страх смерти (8, стр.37-40).
 
В исследованиях С.И.Воронкиной и А.Е.Агуриной (г.Краснодар) в результате сеансов танатотерапии, дающих переживания смоделированного опыта умирания, у участников сеансов проявилась тенденция повышения ценности бытия как такового, собственной уникальной жизни и собственного участия в ней. У прошедших процесс танатотерапии увеличилось стремление к автономии, к самоутверждению, к преодолению ограничений, появилась большая определенность в желаниях и целях. Изменилась и групповая динамика в сторону большей сплоченности и переструктурирования. Отмечалось уменьшение негативных чувств или их трансформация. Например, снизился уровень тревожности, стресса; страх, ненависть превратилась в спокойствие, напряженность и др. Актуализировалось стремление жить активно, без страхов и опасений. Так, если при первом упоминании о смерти (до танатотерапии) хотелось "не думать о ней", "закрыть глаза" и "ничего не делать", то после - появлялось желание "успеть что-то сделать", "как можно больше успеть", "вообще что-то делать" (8, стр.41-42).
 
Отдельно нам хотелось бы описать пример применения танатотерапии в случае психоэмоциональной травмы (с угрозой смертью) с тотальной аллопецией (облысением) (Воскресенская И.,г. Петрозаводск). Мальчик П. (см. Фото 9-12) в возрасте 10 лет получил психоэмоциональную травму; в течение 1 месяца - тотальная аллопеция (облысение).
 
   

Фото 9-12.

Лечился в различных психоневрологических отделениях без эффекта 6 месяцев. После 6-ти сеансов танатотерапии - полное восстановление роста волос и социальной адаптации. Отметим, что во многих языках существуют пословицы и поговорки, связывающие волосы и страх. Сравни: "на волосок от гибели", "волосы встали дыбом", "be on the verge (with- in a hair's breadth or ace) of death" - быть на волосок от смерти и др.
 
Литература
  1. Баскаков В.Ю. Танатотерапия. Психотехнический подход. Сб.Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый спец. выпуск. СПб.,1995г.
  2. Баскаков В.Ю. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). Психологическая консультация. №1. 1998. С.13-20.
  3. Баскаков В.Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов // Сб. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М.,1991. С.54-61.
  4. Баскаков В.Ю. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб.,2000, стр.264-276.
  5. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти/ Свободное тело/ Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 - с.108-125.
  6. Баскаков В.Ю. Танатотерапия посттравматического стресса / Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих / Материалы всеармейской научно-практической конференции (25-26 октября 2001г.)- СПб.: ООО "ФАРМиндекс", 2001.- с.372-373.
  7. Баскаков В.Ю. Танатотерапия/ Энциклопедия традиционной народной медицины: Направления. Методики. Практики/Сост. И.М.Минеев. - М.: ООО "Издательство АСТ": "Сопричастность", 2002.-с.537-539.
  8. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение.- М., Институт танатотерапии, 2002.- 90с.
  9. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть.- М.: "Добросвет" 2000, с.7.
  10. Воронкина С.И., Агурина А.Е. Трансперсональный опыт как путь повышения ценности бытия Сб. Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения/ Материалы ХШ региональной научно-практической конференции/Краснодар, 27-28 октября 2000г., стр. 21-23.
  11. Воронкина С.И. Танатотерапия и ответственность Сб. Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения/ Материалы ХШ региональной научно-практической конференции/Краснодар, 27-28 октября 2000г., стр. 21-23.
  12. Елисеев В.А., Баскаков В.Ю. Психогигиенический релаксационный тренинг методом гимнастики тайцзицюань: Методические рекомендации. - М.: В/О "Мортехинформреклама", 1990, -38 с.
  13. Газарова Е. Клинические аспекты танатотерапии /Сб.Психотерапия в России: школы, научные исследования и практические достижения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по психотерапии и клинической психологии. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000, с. 16-17.
  14. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.,1996.- 246 с.
  15. Дэвид Боаделла Моторные поля как основные паттерны потоков движения/Журнал "Энергия и характер", №2, 2002
  16. Линкс Н. На последнем рубеже жизни / журнал "Чудеса и приключения", №1/январь 2001, стр.6-7
  17. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси, т.2, М., Изд. АДЕ "Золотой век", 1996, 604 с. (стр. 464-465)
  18. Набоков В.В. Романы. Рассказы. Эссе./Пер. с анг. Е.Голышевой - СПб.: Энтар, 1993.-с.250-253.
  19. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи., М., "Теревинф", 1997
  20. О.Павел Флоренский. Человек умирает только раз в жизни// "Не восхищением непщева" (Филип.2, 6-8)(К суждению о мистике), Сергиев Посад, 1915.
  21. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. М.: Харвест, 1998, 656с.
  22. Стивен Левин. Кто умирает? К.: София, Ltd. 1996.- 352с.
  23. Талалаж Я., Талалаж С Самые невероятные в мире - cекс, ритуалы, обычаи. М.:КРОН-ПРЕСС, 1998.- 262с.
  24. Трудно быть трупом. Газета "Комсомольская правда", 23 июня 1998г.
  25. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., Политиздат, 1980.- 831с.
    (Фразеологический словарь русского языка / Сост. Л.А.Воинова и др. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2001.- 512 с. - стр.407
  26. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг,- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.- стр.181.
  27. Ямпольский М. Смерть в кино/ Искусство кино. 1991.№9, стр.55-58.
  28. A New Age Handbook on Death and Dying/ DeVorss & Company, 1982
  29. Baskakov V. Body Magic./ Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 ?1, April 1994, p.15-17
  30. Easy Death: Spiritual Discourses and Essays on the Inherent and Ultimate Transcendence of Death and Everything
  31. Else /The Dawn Horse Press, 1991
  32. Kubler-Ross, E. On Death and Dying. London: Collier-Macmillan Ltd., 1969
  33. Moody, R.A. Life After Life, Atlanta, Ga: Mockingbird Books, 1975
 
22.07.2011  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 801   
 

 
 
Встреча с Музой
27.10.2014  |  Просмотров 203   
Почему к психологу?
27.10.2014  |  Просмотров 357   
«Танатотерапия»: первая кровь
19.01.2017  |  Просмотров 84   
Авторская Диагностика кармической задачи этого воплощения по 22 арканам и дате рождения
20.01.2018  |  Просмотров 49   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО