портал психологических услуг
Формирование зависимости

Формирование зависимости

Глава 4. Особенности формирования зависимости от компьютерных игр
 
Феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место и лишь недавно психологи обратили на него пристальное внимание. В самостоятельное заболевание зависимость от игры – «гэмблинг», «лудомания», «игромания», – была выделена совсем недавно. В последнее время наметилась тенденция, относящаяся к исследованиям в области игровой зависимости, суть которой заключается в том, чтобы рассматривать психологические аспекты игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других «традиционных» зависимостей. Проведение таких параллелей весьма удобно с точки зрения исследования данного вопроса, так как, в случае подтверждения эквивалентности этих видов зависимости, станет возможным спроецировать весь объём знаний, накопленных в области «традиционных» видов зависимости, на зависимость от компьютерных игр. Однако следует заметить, что далеко не всё «стыкуется» в сопоставлении этих видов зависимости. В этой главе хотелось бы отметить некоторую специфику игровой зависимости, выявленную на основе эмпирических исследований и практических наблюдений.
 
Чрезмерное увлечение компьютером у многих людей приводит к серьёзным негативным последствиям. Нарушения психического состояния у них заметно невооруженным глазом: сниженное настроение, самочувствие, активность, ухудшение самочувствия вплоть до депрессии, повышенный уровень тревожности. Эти люди уже находятся во власти патологической зависимости, и лишь весьма призрачная грань не позволяет считать их клиентами психиатров. Однако перейти эту границу проще простого. Алкоголизм, наркомания и игровая зависимость схожи ещё и тем, что, каждый думает, будто эта напасть ему не грозит. Впервые попробовав наркотик или алкоголь («вигравшись»), человек испытывает сильнейшее чувство удовлетворения, которое ему впредь хочется испытывать снова и снова. Для таких людей реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого они пытаются жить в другом мире — виртуальном, где всё дозволено, где он устанавливает сам правила игры. Дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего мира – основной признак зависимости от компьютерных игр. При этом данную зависимость осознают окружающие человека друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам.
 
Глава 5. Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр
 
Следует обратить внимание на то, что механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. Эти механизмы работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности, включаясь сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми и начала более или менее регулярной игры в них. То есть независимо от того, чем руководствуется человек и что им движет, когда он первое время начинает играть в компьютерные игры, включаются механизмы формирования зависимости, и в дальнейшем та потребность, на которой основан превалирующий механизм, принимает первостепенное значение в мотивации игровой деятельности.
 
Итак, рассмотрим последовательно каждый из этих механизмов.
 
Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Я не случайно употребляю термин «уход от реальности», а не «уход от социума», о котором упоминают некоторые авторы работ по сходной тематике. Дело в том, что я имею в виду не просто среду, общество, социум, а объективную реальность в целом. Уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно только лишь «погрузившись» в другую реальность — виртуальную.
 
Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д. В этом смысле может показаться, что ролевые компьютерные игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, то есть своего рода терапевтическим методом. Однако использование ролевых игр в таком качестве под вопросом, хотя и представляется вполне возможным. На практике же, люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.
 
Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.
 
Уход от реальности и потребность в принятии роли — может быть не все, но основные потребности, на которых основан механизм образования психологической зависимости от компьютерных игр.
 
Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку «войти» в иллюзорный компьютерный мир, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Вследствие этого ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека: решая проблемы «спасения человечества» в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни. Психологическая классификация компьютерных игр, в основе которой лежит разделение последних на ролевые и неролевые, поможет нам отбросить не на столько значимые по силе влияния неролевые игры и заострить внимание на наиболее интересном, с точки зрения психологии, детище компьютерных технологий — ролевых компьютерных играх. Формирование зависимости идёт часто незаметно, но сказывается на повседневной жизни человека.
 
 
01.11.2017  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 37   
 

 
 
Популярные мифы о здоровье: правда и вымысел
22.05.2018  |  Просмотров 4   
Лунный календарь стрижек на апрель 2018 года
19.03.2018  |  Просмотров 153   
Самые полезные фрукты для беременных!
16.05.2017  |  Просмотров 38   
Как научиться жить с «мышечным панцирем»? (часть 2)
16.06.2017  |  Просмотров 64   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО