портал психологических услуг
Что такое танатотерапия?

Что такое танатотерапия?

ТАНАТОТЕРАПИЯ (от греч. "Thanatos" - смерть и "therapia" - лечение, уход, забота; акцент делается на двух последних значениях) - это система и метод ориентированной на тело психотерапии, или телесной психотерапии. Автор - психолог, один из ведущих телесно-ориентированных/телесных психотерапевтов России Владимир Юрьевич Баскаков. В танатотерапии с клиентом (пациентом) работают индивидуально или группой (3-4 танатотерапевта).
Название "Танатотерапия" отражает особенности этого вида телесной психотерапии: в то время, как внешний вид тела пациента/клиента ассоциируется с телом только что умершего человека (неподвижно, расслаблено, тяжело), в его глубинах активизируются базовые биологические, а значит, жизнеутверждающие процессы. Поэтому вряд ли можно считать обоснованным такой перевод названия как "лечение смерью", скорее, наоборот - "лечение жизнью" через внешние признаки смерти.
 
Танатотерапия появилась в конце 80-х годов. Концепция Танатотерапии напоминает философские концепции древних школ мудрости, в которых "практиковали жизнь", помня о смерти. Для древних это значило, что признаки жизни можно познать только через наблюдение признаков ее противоположности – смерти (умирание зимы означает наступление весны; "умирающее" в земле зерно, прорастает и превращается в колос; куколка превращается в бабочку; душа, покидая тело, освобождается и «превращается»). В равной степени это было справедливо и для проживания душевных процессов: в душевной (как теперь принято, - психической) реальности человек может обнаружить признаки "смерти" - стагнацию, ступор, страхи - и их причины. Таким образом пребывание в контакте с внешними и внутренними "процессами смерти и умирания", сообщало познающему полноту и краски жизни. Цель Танатотерапии лежит в той же плоскости, а технически это осуществляется через внешнее обездвижение тела (признак смерти), которому сопутствует выраженное внутреннее «движение» психологических и телесных процессов (признак жизни). Следовательно, Танатотерапию можно считать особым видом психотерапии, направленным на установление утраченного контакта с естественными процессами жизни через процессы смерти и умирания. Эти процессы сопутствуют базовому стремлению к жизни (инстинкт жизни = избегание смерти, которое возможно только при наличии контакта с феноменом смерти, или подлинного знания о ней), они же запускаются и в последние мгновения жизни человека на земле.
 
На сегодняшний день мы вынуждены констатировать потерю контакта с фундаментальными процессами ("что есть жизнь и что есть смерть"), которая во многом обусловлена условиями жизни, темпами и ценностями современного цивилизованного общества. Темпы, ценности и условия жизни современного цивилизованного человека способствуют разобщению человека с его жизненным ресурсом, разрастанию страха смерти как страха жизни и подмене подлинного суррогатом. К тому же в этой жизни так много насильственной смерти, "смерти-монстра" (насилие, войны)! И потому человек не склонен замечать позитивного - естественного, трасформирующего - присутствия знаков смерти во всех проявлениях жизни (см. выше). Такая "нефилософичность" современного человека порождает разновидности страха смерти: страх изменений, потерь, расставаний и других явлений и процессов, имеющих смысл окончания и/или перехода. По сути такой страх - это страх жизни, в которой "смерть" выступает механизмом, преобразующим ее. И потому на исходе своих дней человек не готов к встрече с природосообразной, закономерной смертью, воспринимая ее как персональную конечность. И эта неготовность активизирует сильнейшие чувства, потрясающие тело, не способное абсорбировать такое количество мощной энергии. Именно поэтому задача Танатотерапии - оказание специфической помощи, заботы и поддержки телу (therapy). Именно поэтому акцент в танатотерапии делается на работе с телом. Это касается работы не только с терминальными умирающими, но и с обычными клиентами, ведь наличие разновидностей страха смерти и умирания усложняет доступ к жизненному ресурсу и искажает структуру природосообразного страха смерти. Тогда он болезненно разрастается, проявляясь посредством четырех базовых психологических/психосоматических проблем цивилизованного человека. Эти проблемы охватывают своим влиянием всю психику и все тело: проблемы сильных чувств - руки, сверхконтроля сознания - голова, межполовых взаимоотношений - паховая область и опор - ноги. Образуется порочный круг. Поэтому работа по установлению контакта с базовыми процессами в танатотерапии ведется во всем круге базовых психологических/ психосоматических проблем. Танатотерапия не только метод оказания специфической помощи, но и мощное средство для получения трансцедентного и трансперсонального опыта - важной части духовного развития.
 
В основе метода танатотерапии лежат целительные биологические реакции (они организуют и корректируют общий энергобаланс, запуская процессы саморегуляции). Условия для их проявления возникают благодаря всей обстановке работы с клиентом (пациентом), характеру приемов и особому подходу ("body-tuning" - "настраивание" разбалансированной внутренней реальности через "настраивание" тела). В танатотерапии, в отличие от многих методов телесной психотерапии, исключается отреагирование чувств; этот подход имеет концептуальный характер и обеспечивает более полное понимание взаимосвязи событий в индивидуальной истории жизни. Все вышеперечисленное приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное "заземление"), чем создаются условия для безопасной (не разрушающей) встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации болезненных переживаний и представлений. В состоянии такого тотального расслабления тело с виду напоминает тело человека, умершего естественной, "правильной" - природосообразной - смертью (на лице появляется выражение полного спокойствия, само тело становится "объектным", обездвиженным, выраженно расслабленным, очень тяжелым). Поэтому танатотерапевтический процесс можно считать моделированием (не имитацией) процесса "правильного умирания" (П.Флоренский), о котором необходимо сказать несколько слов.
 
Культура правильного умирания
 
Культура т.н. "правильного, естественного умирания" имела особенно прочные корни в России. Ясное понимание наличия процессов умирания и смерти в природных и социальных актах отражалось в размышлениях о закономерности собственной кончины. Ежедневно на сон читалась молитва, в которой обязательными были слова, свидетельствующие о том, что человек на время сна "вверял дух свой" Господу и просил о помиловании души. Эти слова - свидетельство готовности быть призванным по соизволению Божию "на тот свет" и прошение об отпущении грехов на тот случай, если смерть застанет во сне. Следовательно, и сам процесс сна опосредованно воспринимался как малая смерть (бессознательное состояние). Нормальным явлением также считалось предуготовление для себя особой одежды, традиционно необходимой в этой ситуации. Такая одежда хранилась отдельно от ежедневно носимой одежды и внешне отличалась от неё.
 
"Как верно то, что мы все должны умереть! что эта жизнь в сравнении с вечностию - ничего не значущее мгновение! Никто из человеков не остался бессмертным на земле", - писал Святитель Игнатий Брянчанинов. Требовательное к себе отношение (душевная самокоррекция, духовное бдение, или "бдение над собой" - Св.И.Брянчанинов) считалось основным и лучшим способом помнить о смерти. И наоборот, память о смерти (memento mori!) способствовала "бдению над собой". В то же время прижизненной необходимостью считалось обучение навыкам правильного умирания. "Человек умирает только раз в жизни и потому, не имея опыта, умирает неудачно; .... надо приобрести навык умирания, надо выучиться ...умирать ещё при жизни, под руководством людей опытных, уже умиравших. Этот-то опыт смерти и дается подвижничеством", - так писал Отец Павел Флоренский. Не вполне понятная для нашего поколения мысль О.Павла Флоренского означает умение погружаться всею душой в духовные миры, отбрасывая наносное, поверхностное, суетное, мгновенное. Насколько можно судить, глубокая религиозность народа, активная "включенность" в жизненные процессы и терпеливое отношение к трудностям и лишениям действительно способствовали постоянству определенных духовных ценностей и представлений о жизни. Оттого-то и настрой души по отношению к факту собственной смертности отличался от нашего: смерть приравнивалась к заслуженному отдыху души после трудов, и человек телесный подходил к последней черте со спокойной готовностью, но с трепетом, который обуславливался мыслью о возможных душевных недоработках в жизни. Смерть свою он считал великим природосообразным переходом, восхищением, и потому она была для него естественной и правильной, т.е. спокойной и легкой для тела и души (об этом свидетельствовали выраженная расслабленность тела человека, отсутствие агонии и выражение благодати на его лице).
 
Таким образом, культура т.н. "правильного умирания" представляла собой культуру правильной , пронизанной духовностью, жизни. Страх самого перехода в иной мир ("нетленный" - не телесный, или духовный), т.е. страх смерти, как правило, отсутствовал.
 
В танатотерапии "моделирование процесса правильного умирания" (максимальное обездвижение, выраженное расслабление тела и снятие психического напряжения), позволяет обнаружить причины страха смерти (или его разновидности). Как правило, эти причины находятся не в плоскости смерти, но в плоскости жизни (хоть и нельзя отрицать, что страх смерти сильнее любого другого страха). Танатотерапия как метод позволяет вести работу в безопасном режиме сразу со всем кругом базовых проблем (см. выше), которые являются одновременно и причиной, и следствием "страха смерти". В результате такой генерализованной и, в то же время, деликатной работы происходит постепенная гармонизация раэбалансированных представлений и состояний. И это также является своеобразным "правильным умиранием" того, что отжило свой срок.
Если обращение к культуре правильного умирания обосновано в работе с психологическими или психосоматическими проблемами, то тем более оно оправдано в тех случаях, когда в помощи нуждается безнадежно больной, умирающий человек. Ведь при тяжелых, смертельных заболеваниях (онкологических, СПИД′е и др.) человеку вдвойне трудно справиться с "ситуацией" смерти, в то время как именно он вынужден умереть гораздо раньше отпущенного срока. И уж, конечно, смерть его не является правильной (естественной, природосообразной). В этих условиях человеком овладевают двойственные чувства: протест и желание покоя. Однако, они не исправляют ситуации, но лишь способствуют высочайшим психическим и телесным напряжениям. Поэтому приведение психики и тела умирающего человека в состояние гармонии (т.е. "правильного умирания") видится как мощное средство, облегчающее неизбежный конец.
 
В завершение хочется подчеркнуть: в наше время существенно искажены представления о бытии, и в этом - его отличие. Смерть - факт Жизни, поэтому она может и должна быть только правильной и естественной. "Смерть-монстр" - герой сегодня, но такой герой плодит войны, насилие и террор.
 
Назначение танатотерапии
 
Танатотерапия, как особый метод воздействия на широкий круг проблем человека, предназначена для применения в самых разных случаях:
  • при любых страхах, и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни
  • при нарушениях сна
  • для достижения максимально расслабления
  • в работе с умирающими
  • при оказании помощи семье умирающего
  • при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
  • во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком)
  • в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности
  • при сложностях в cексуальных отношениях
  • в комплексном лечении cексуальных расстройств
  • при некоторых психических заболеваниях и психопатиях
  • при неврозах
  • в качестве реабилитации кризисных состояний
  • в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат
  • при ДЦП, особенно напряженной формы
  • для более полного понимания и чувствования себя
  • в группах личностного роста для переживания трансперсонального опыта.
Такой спектр применения танатотерапии обусловлен её концепцией, особенностями приемов и метода (подхода). Это же определяет генеральную линию Института танатотерапии, его цели и задачи.
 
Кто может практиковать метод танатотерапии
 
Широкий круг воздействий танатотерапии предполагает, что люди самых разных профессий (и не имеющие профессий - также) могут использовать этот метод при условии прохождения ими базового курса обучения. В то же время, очевидно, что ситуации применения метода дифференцируются на те, в которых работать могут только специалисты, и те, в которых помощь нуждающимся, может оказать любой обученный этому методу и имеющий основные представления о психологии человека.
 
Кто же такой танатотерапевт? Становится ли каждый, кто прошел обучение танатотерапии танатотерапевтом? Отчасти это действительно возможно, но от той части, которая связана с философией, психологией и этикой танатотерапии. А это означает, что танатотерапевт разделяет смерть и Смерть, как полярности одного явления; стремится обучить прежде всего себя ценить каждое мгновение жизни, помня о смерти (MEMENTO MORI!); готов оказать помощь и заботу другим в налаживании контакта с процессами жизни, в которых в той или иной степени проявляется специфика смерти. Особенность явления, с которым соприкасается танатотерапевт, диктует ему особое почтение к этому феномену бытия и умение преодолевать страх перед ним.
 
В то же время, очевидно, что далеко не всякий обученный сможет работать с умирающими (в частности, в хосписах), онкологическими больными, с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях, с родственниками погибших под руинами, в психиатрических клиниках, одним словом там, где присутствует реальная, конкретная смерть или ясно ощущается ее дыхание. Тем более, профессионально обучать других и осуществлять супервизию имеют право не все обученные этому методу. Для такой работы необходима особая подготовка, предполагающая не только добрую волю, любовь, заботу и умение применять метод, но также недюжинную выдержку, психическую и физическую уравновешенность, гибкость тела и гораздо более глубокие, специальные знания, как психологические, так и знания междисциплинарного порядка.
 
Этические правила и кодекс танатотерапевта
 
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ ТАНАТОТЕРАПИЯ
 
Принцип контракта: Танатотерапевт(ы) как можно четче проясняет(ют) контракт со своими клиентами относительно частоты встреч, платы, уровня вмешательства и целей терапии, так же относительно продолжительности сессий и (если известно) терапии в целом.
 
Принцип конфиденциальности: Танатотерапевт(ы) сохраняет(ют) конфиденциальной всю информацию о клиенте, независимо от того, как она получена - от клиента, других или из его (их) собственного восприятия. Эта конфиденциальность включает в себя и собственно терапевтические отношения. Это правило может быть нарушено без согласия клиента только в случае, если ясно, что сохранение конфиденциальности означает нарушение закона, либо подвергает опасности клиента или другую личность.
 
Принцип допустимости: Танатотерапевт(ы) учитывает(ют) специфику метода, в основе которой – доверие к природосообразным биологическим и психологическим процессам человека. Танатотерапевт(ы) ведет(ут) сессию с учетом актуального состояния клиента и соблюдением: основного правила танатотерапии - "правила контакта", особого качества прикосновения – "контакт Земля" и точности выполнения приемов.
 
Принцип присутствия: Танатотерапевт(ы) старается(стараются) быть энергетически, эмоционально и интеллектуально присутствующим(и), сосредоточенным(и) и сдержанным(и) в терапевтических отношениях. Он/она/они уважает(ют) границы и внутренние процессы клиента. Танатотерапевт(ы) ведет(ут) сессию с пониманием различий в индивидуальных темпах психологических и биологических процессов "смерти" и "умирания". Он/она/они учитывает(ют) компетентность телесности клиента и опирается(ются) в своей работе и на это.
 
Принцип оценивания: Танатотерапевт(ы) находится (находятся) в процессе оценивания психотерапии, ее прогресса и своей собственной полезности для клиента. Он/она/они не позволяет(ют) своему желанию ускорить приближение позитивных (в его/ее/их представлении) результатов терапии стать доминирующим в работе. Танатотерапевт(ы) не "помогает"(ют) течению естественных внутренних процессов применением иных приемов или двусмысленного прикосновения. Он/она/они учитывает(ют) возможности клиента абсорбировать новый опыт (как телесный, так и психологический).
 
Принцип честности: Танатотерапевт(ы) несет(ут) ответственность за свою подготовку и возможности, ограничения, собственное понимание клиента и взаимодействия между ними. Он/она/они направляет(ют) клиента к другим специалистам, если разрешение предъявленной проблемы находится вне его/ее/их компетенции.
 
Принцип уважения: Танатотерапевт(ы) уважает(ют) границы клиента: физические, личностные, духовные, религиозные и политические.
 
Принцип ответственности: Танатотерапевт(ы) использует(ют) свое положение авторитетной для клиента фигуры (фигуры, обладающей силой) для содействия росту и автономности клиента.
 
Принцип cексуальности: Танатотерапевт(ы) центрирован(ы) и сдержан(ы) в проявлении собственной cексуальности. Он/она/они следит(ят) за экологичностью своих намерений, мыслей и чувств. Танатотерапевт(ы) следит(ят) за однозначностью своего прикосновения ("контакт Земля"). Он/она/они не позволяет(ют) своим cексуальным чувствам проявляться через изменение качества прикосновения и/или допустимого концепцией танатотерапии формата выполнения приемов.
 
Принцип конгруэнтности (соответствия, согласованности, гармонии) в отношениях: Танатотерапевт(ы) внимателен (внимательны) к отношениям, которые он/она/они может (могут) прямо или неявно иметь с клиентом и которые по времени совпадают с терапевтическими отношениями.
 
Принцип мониторинга (профессионального наблюдения, роста, соответствия):
Танатотерапевт(ы) осмысливает(ют) течение, глубину и качество своей работы и постоянно расширяет(ют) свой профессиональный диапазон.

 
Источник: http://www.thanatotherapy.ru
 
11.10.2011  Отправить другу ссылку на эту статью Искать |  Просмотров 1276   
 

 
 
Таро Прогноз на 14-20 мая 2018 г.
13.05.2018  |  Просмотров 67   
Прогноз Таро на январь 2018 от Василисы
18.01.2018  |  Просмотров 24   
Место психотерапии в современной жизни
14.05.2017  |  Просмотров 146   
Таро Прогноз на 16-22 апреля 2018 г.
16.04.2018  |  Просмотров 54   
 
На главную страницу На предыдущую страницу На начало страницы
 
 
Лаборатория СИНЭВО